фото с сайта театра, © фотограф Олег Хаимов
Я обожаю театр Et Cetera. Обожаю Грузию, хотя ни разу там не была и обожаю Шекспира и все, что связано с этим драматургом. Что еще нужно для того, чтобы
мечтать о том, чтобы увидеть спектакль, поставленный знаменитым грузинским режиссером на сцене московского театра Et Cetera по пьесе великого английского поэта. Это была буря эмоций, восторга и удивления!
Хочу сказать сразу. Чтобы понять и воспринять
спектакль "Буря" в постановке Роберта Стуруа и с Александром Калягиным в главной роли, нужно обязательно знать сюжет самой пьесы и быть готовым к стилю работы удивительной команды режиссера, художника-постановщика и актера.
Спектакль весьма непрост для восприятия и кому-то может показаться тяжелым, скучным и местами даже уродливым. Что же, вкусы у всех разные. Об этом спорить не будем )))
Мне спектакль понравился сразу же, как только я вошла в зал. Представьте, удивительно красивый и эффектный зрительный зал Et Cetera, а на авансцене расставлены хрустальные стаканы, бокалы, бутылки и графины. Что это? Как это связано с бурей и волшебником Просперо? Буря в бокале? Вопрос....
Следует отметить, как всегда прекрасную работу художника-постановщика Георгия Алекси-Месхишвили. Это просто гениальное решение! Белая элегантная инсталляция. Этот белый цвет дает ощущение бесконечного пространства. Но ведь действие происходит на острове? Да, именно так. Вокруг плещутся волны. Их шум то нарастает, то стихает, но не прекращается никогда. Действительно, это остров волшебника. Но, откуда то берутся дыры в полу и в стенах. Оттуда появляется чудовище - раб Калибан. А вдоль стен порхает удивительнейшее создание - Ариэль! Грациозное существо в исполнении Натальи Благих это истинное украшение всего спектакля! Хрустальный смех, ангельский голосок, точеные ножки и торчащие в разные стороны задорные вихры. Скажите, разве так вы представляли себе Ариэля?
То, что потрясает в этом спектакле это фантазии на тему света Глеба Фильштинского. Это виртуозная и воистину гениальная работа! Светом, оказывается, так много можно сказать! Небольшой и очень изящный макет парусника спускается откуда то сверху прямо в руки Просперо! Яркая вспышка света и происходит кораблекрушение. Опять вспышка и вот уже актеры застывают в ломаных позах. Свет - один из главных героев спектакля. Так умело с ним мало кто умеет обращаться. Вообще в спектакле множество режиссерских находок, которые воплощаются с помощью передовых технических средств. И это немного сбивает с толку. Но потом, начинаешь понимать, что это как раз то, что нужно именно здесь!
Стуруа, как опытный музыкант играет сразу на всех клавишах и средствах передачи своей идеи. Это и музыка Гии Канчели и шумовые эффекты в виде падающей сверху толстой книги и свет и филигранная игра актеров!
Игра актеров. Об этом рассказать невозможно. Это нужно обязательно увидеть. Это высший пилотаж! Наталья Благих в роли Ариэля феноменально хороша! Почти половину всей своей роли актриса проводит в подвешенном состоянии. Да, да, именно так! Актриса подвешена на цирковом страховочном тросе и изящно порхает на изрядной высоте. Последняя сцена Ариэля и Просперо произвела на меня неизгладимое впечатление. Как можно трактовать подарок Ариэля Просперо? Я до сих пор в раздумьях.
Абсолютно все актеры играют на разрыв аорты. Все! Нежная и прозрачная Миранда (Ольга Котельникова), практически полутруп король Неаполя (Вячеслав Захаров) и, конечно же, брат Просперо - шикарный мужчина в красивом мундире (Сергей Плотников). А Калибан? Удивительная работа Владимира Скворцова.
Говоря об актерах нельзя не отметить художника по гриму Николая Максимова. Именно его работа сделала практически невозможное. Актеры носят грим как карнавальные маски. Но за этими масками угадывается та буря страстей и пороков, которые обуревают их персонажами.
И, разумеется, краеугольный камень этой феерии - Просперо! Александр Калягин в этой роли удивительно органичен. Он похож на большого, обиженного ребенка. Да, он волшебник. Да, он всемогущ! Он мстителен и горд. Он изобретателен и злопамятен. Но он - Человек! И он любит и прощает.
Сложная, витиеватая форма повествования. Грубые, резкие мазки, которыми режиссер наносит на холст картину своего видения пьесы Вильяма Шекспира могут повергнуть зрителя в шок. Да, на сцене есть писсуар и раковина. На столе для пиршества оказывается "расчлененка". Все это может вызвать,мягко говоря, удивление и отторжение. Но нужно увидеть главное! Поверьте, то что мы увидели на сцене
театра Et Cetera - гениально! А гении всегда неоднозначны.
За великолепный вечер я благодарю
ketosha.
Здесь можно найти интересные анонсы театральных постановок в Москве, которые доставят вам утонченное наслаждение от встречи с прекрасным.