И это нормально. Проблемы начинаются там, где расчитывают на уже совсем халявную халяву.
Все филиппинские моряки очень любят привезти домой своим близким сувениры, из дальних странствий возвратясь. Большим успехом пользуется халявное мыло. Также популярны предоставляемые судовладельцем, т. е. халявные, рабочие комбинезоны, перчатки, обувь и постельное бельё. Отучить этих моряков выходить на работу в рванье и обносках, добытых из ветоши, невозможно. Ибо комбенизон надо сохранить до дома в наименее поношенном виде. За особую доблесть почитают обрести халявный инструмент. В топе списка - электрическое и пневматическое оборудование. Самым значительным трофеем, уведённым с судна из-под моего капитанского носа, был копировально-фрезерный станок по дереву. Лишь немногие капитаны решаются на попытки предотвращения подобного хобби. Смена экипажа как правило осуществляется в спешке, в череде других неотложных портовых дел. Требование досмотра чемоданов, само по себе неприятное, тут же вызывает резкую реакцию уже не сдерживаемого дисциплиной моряка, да и его друзья всегда готовы помочь ему и перепрятать, пронести, переложить нужные вещи. А с причала уже сигналит нетерпеливое такси в аэропорт. Поэтому - тьфу, некогда, пусть катятся... а потом выясняется...
На этот раз было всё по-честному. Моряк запросил авиабилет из Португалии до родной Манилы с разрешённым весом багажа 60 кг. Наивная девочка, ассистент по кадрам судовладельца, попросила уважить просьбу моряка. Объясняю ей, что таких билетов морского класса не бывает, и что моряку у стойки регистрации придётся самому доплачивать за багаж, превышающий допустимые 40 килограммов. Эта информация была передана любителю халявы, но вылетела через его противоположное ухо, не произведя никаких изменений в промежутке между парой органов слуха.
В воскресенье вечером звонит португальский агент. У вашего матроса оказалось слишком много багажа и не оказалось денег для его оплаты. На самолёт его не взяли, пришлось разместить в гостинице до решения вопроса с новым билетом. Начинается активная переписка между мною, судовладельцем, агентом в Португалии, субагентом на Филлиппинах и авиакомпанией. Какой же у него реальный вес багажа? Оказалось, 86 килограммов. Авиаперевозчик забронировать заранее билет с таким весом не может. Только кэш эт деск. Сколько же будет стоить первозка 46 килограммов экстра-багажа у Бритиш Айрвэес? 2200 евро. Да-да, две тысячи двести! Перевозка каждого 100-граммового куска мыла за 50 центов в родные пенаты обойдётся в 4.78 евро. Пока идут мыльные переговоры, следующий рейс в понедельник тоже упущен. Моряка оставляют в гостинице на вторую ночь. Наконец, решение принято. Агент авторизован оплатить моряку дополнительный багаж, стопроцентно убедившись, что тот понял, что эту стоимость удержат из его зарплаты, ещё не выплаченной.
В результате, осознав крах надежд на халявную халяву, моряк отправляет 46 кг багажа посылкой за 300 евро и улетает, наконец, домой. Кто будет платить за две ночи в Лиссабонской гостинице, пока под вопросом, но очень большие опасения за самого любителя мыла.