Женщины Лазаря. Поверхностый отзыв.

Sep 15, 2013 20:58



Если примерно пять лет назад, я даже мысленно сказал себе, что я буду получать удовольствие от чтения книг, я бы долго смеялся над собой, искромётно разбавляя это усмешками, тонкими подколами и всяческим нежеланием, даже на долю секунду, поверить, что это будет правдой.
 Жизнь меняется, люди меняются, вместе с этими переменами, изменяются и вкусы. Поэтому, хочется повторить старое доброе выражение:

- Никогда, не говори никогда!



В блоге я редко касался книг, стараясь обходить их стороной. Да и до сих пор не до конца понимаю, как можно фанатеть от очередной части серии Сумерок, или как людям не надоедает читать эти бессконечные, выдуманные истории в жанре фэнтази, обсуждать происходящие события, вспоминать героев и их тернистый путь.
 Впрочем, спорить о вкусах дело неблагодарное, поэтому стоит это всё расценивать как абстрактный, но общий интерес, где нет плохих и хороших жанров, а есть другие книги, для разных людей, где каждый находит что-то своё.

Опуская тот момент обязательных уроков литературы, где не было слов - Не хочу, не люблю и не буду, а вместо этого нам твердили о возвышенности и необходимости - "Мудрой учебной программы и нестареющей классики". С тех славных дней, прошло довольно много времени, а я до сих пор не могу читать привычную классику, а также великое множество разных литературных произведений.
 Впрочем, постепенно, совсем случайно всплывали разные интересные произведения, с интригой, увлекательным сюжетом, а иногда даже и баловали прекрасными цитатами, афоризмами и связными предложениями. Правда многие книги, так и не были дочитаны, часть из них уже и вовсе позабыта.
 Именно с тех пор, я стал читать, пусть и не часто, но зато выборочно.

Сейчас проблемы две - Первая - это найти интересную книгу из множества имеющегося мусора, а вторая проблема - это из этого небольшого списка найти достойный экземпляр, чтобы его было приятно читать, чтобы текст не был занудный, скучный, предложения наполняли интересными метафорами, а общие предложения были впитаны полезными поучениями, что могло бы тронуть даже самого искушённого эстета и просто бессердечного мезантропа.

Про "Женщины Лазаря" я узнал совсем случайно, в новостной ленте увидел новость о том, что уже очень скоро выберут победителя на престижную книжную премию - "Русский Букер" , где жюри анонсировало свой выбор из пятёрки самых избранных, утончённых и достойных финалистов среди  множества других авторов. В своё время я уже через "Русский Букер" находил достойные фамилии, поэтому знаю, что произведения там обычно сильные и как минимум достойны интереса и  уважения.
 Ознакомившись с финалистами и их творчеством (прочитав аннотации и немного погрузившись в отзывы), для себя сделал пометку, что самым ценным для меня является творчество незнакомой Марины Степновой и её любовная сага с таким милым, но простым названием как - "Женщины Лазаря".

Конечно же, диссонанс у меня вызвал жанр произведения. Семейная сага, протяжённостью чуть не в сотню лет, сразу же вспоминался "Сто лет Одиночества", хорошее произведение, но для меня лично, оно шло, тяжёло и дочитывал я его со скрипом, местами с усилиями и нежеланием. Посему я скептически относился к предстоящему произведению, к тому же зная силу современной Русской литературы, не тешил себя надеждами, на достойную литературу, которая поможет мне удовлетворить духовную потребность заполучить достойный текст.

Погружаясь в основной текст, первым делом замечаешь этот нестандартный, цветастый, насыщенный и богатый на изобилие слов, тот самый, настоящий Русский язык, о котором так давно мечтал. Огромная палитра слов из разных эпох, со своими трендовыми направлениями, ярко бросается в глаза. Частенько при прочтении нескольких предложений, приходилось останавливаться и перечитывать, снова и снова эти слова в фразах. Часть слов я не знал, некоторые цитатные выражения, пришлось "гуглить", но общее впечатление от текста вызывало чувство насыщенного удовольствия. Конечно, это состояние пришло не сразу, а чуть позже, когда пришлось погрузиться, в немного скучную историю возникновения Лазаря Линдта, с его историческими аспектами, теориями, математическими расчётами и вычислениями, вот там было туговато, местами, пришлось зевать и перечитывать скорее наперёд, ведь впереди было не мало интересного. Ведь этот роман о любви, но не той привычной, что нам пичкают разные книги и фильмы "фастфуда", где прямолинейно известны детали и обрисовываются лишь красивые дополнения к этому театральному, роскошному спектаклю любви. Тут любовь иного разряда, скорее любовь прочностью годами и временем, она местами беспощадна и бессмысленна как "Русский Бунт", но искренна своими порывами и приятна как изысканный, заморский шёлк. Такие отношения редки, непопулярны, и выстраиваются не красивыми фантиками и фешенебельной обёрткой, а прожитыми годами и как бы это банально не звучало горем и радостью, медленно и упорно выковывая радость семейных уз.

Но это было позже. А с самого начала автор знакомит нас с Лидочкой и её маленькой предысторией счастливой, семейной жизни. Той самой, основной, значимой, где облака сверху кажутся забавными фигурами разных животных, солнце приятно нагревает тело, благоприятный ветер мягко поддувает спинку, только там, папа подбрасывает её в воздух и она ощущает первые ощущения невесомости, а мама весело смеётся и называет её по сладкому - "Барбариска". Смех, веселье, счастье, кажется это будет длиться вечно, детское искреннее ощущение радости многого стоит, но как это и бывает в жизни у истории книги и жизни, на эту ситуации иные планы и реальность будет совсем иной чем желаемые ожидания.

Одна из серьёзных заслуг Марины Степновой, в том, что за этот небольшой отрезок текста, она смогла погрузить читающего человека в литургическое, ностальгическое состояние, когда ты в полной мере, всеми чакрами, фибрами, даже кончиками пальцев ощущаешь вязкость материи слов, примеряешь на себя рубашку героев, дальше начинаешь углубляться и даже сопережевать героям. Она нашла ту ниточку близости литературных героев с читателями. У каждого конечно своё восприятие, но тем не менее я эмоционально переживал за героями, особенно за повзрослевшей Лидочкой и её тернистой судьбой становления и взросления. Впрочем каждый уделённый герой романа, интересен по своему, обладает своим уникальным характером и интересным мышлением. В этом очередная заслуга автора романа. Я как-то делал, индивидуальные попытки прорисовать разных персонажей, в свои наброски и могу смело заявить, что делать это сложно, ибо всегда допускаешь ошибку, начинаешь вмешиваться, добавлять что-то из личного, вырванное из другого характера, местами харизматичное, где-то холёное, но явно не конгруэнтное по отношению к персонажу произведения. Поэтому во всём романе нас ожидают индивидуальные, в том числе не обделены и второстепенные персонажи, которые будут играть перед вами также, как если бы вы пришли на балет, или на серьёзное кино, где вы знаете наперёд, что сейчас будет настоящее представление и вы получите то, за чем пришли. За игрой, за действией, за процессом и непосредственным наслаждением от увиденного.
 Впрочем о балете. В книге много пёстрых моментов, ситуаций, много текста для разделения на цитаты. Но именно повествование о Русском балете, пожалуй больше всего вбивается в память, при упоминании лучшего момента из книги. Это провокационный текст, местами мне кажется, что рассказать о нём смогла бы только настоящая, но теперь уже бывшая, прожённая оперная прима в откровенных, местами интимных воспоминаниях, за бутылкой доброго Бакарди. Казалось бы, балет - это всегда лучшее что есть у нас, эти гибкие, пластичные изгибы, белоснежные атласные пуанты, изящество и грациозность движений в одном флаконе. Но в интерпритации романа, всё иначе, это если взять белого лебедя измазать его в мазуте, выбросить как дряную тряпку на сцену и заставить порхать, парить незабывая при этом улыбаться. Читая текст, в полной мере ощутил эту двоякость, вместе с тем литературный язык, сглаживал всю эту мрачность, порочность, грязь. Это было действительно откровенная, но незабываемая, изумительная история романа. Жёстко, мерзко, но зато правдиво.
 И таких душетрепательных историй в романе не мало. Именно поэтому, если вначале я ускорялся, то попав на уловку интереса, я сбавлял темп чтения, порой до такой скорости, что медленно и выразительно про себя прочитывал очереди интересных предложений текста. Этот роман, как выдержанное, дорогое вино, которое не требует спешки, его нужно вдыхать маленькими порциями, смаковать и получать эстетическое удовольствие. Именно поэтому, чем ближе добирался я к завершению романа, тем больше я испытывал чувство расстройства, ведь уже скоро, произведение закончится, а такого мёдового, сладкого и вкусного текста я увижу уже не скоро, с другой стороны я замедлялся и получал позабывшее удовольствие, впитывая слова как губка, сортируя только лучшие эмоции в своих ячейках памяти.

Кто-нибудь обязательно поругает автора, за чрезмерный "мат" в романе, но на мой личный взгляд, он там совсем к месту, для усиления ситуаций или для лучшего понимания конкретных действий персонажей. В целом, наоборот, вместо критики у меня есть только слова большого восхищения Мариной. Ведь это её второй роман, а какой отклик в глазах читателей, могу с уверенностью сказать, что буду дальше следить за её персоной, ведь она умница, уже приступила к созданию третьей книги, с не менее интересным сюжетом. Небольшое её интервью, а также прочувствовать что она за человек можно прочитать: вот тут

Я никогда не перечитываю книги, но тем не менее, есть такие произведения, которые наполняют тебя эмоциями, переживаниями, дарят тебе радость чтения, мысли для осмысления и я рад, что к списку, где есть пока одна единственная книга "Триумфальная Арка" можно смело записать рядом "Женщины Лазаря", это действительно сильный роман, в который вложили 5 лет плотной работы и искру женской души.

Марина Степнова, Чтиво

Previous post Next post
Up