В стране валового национального счастья
Демократична ли демократия, которую никто не хочет? В Бутане этот вопрос вполне актуален. Маленькое королевство в Гималаях, в котором совсем недавно появилось телевидение, а государственной целью ялвяется валовое национальное счастье, переходит к народовластию - против воли народа.
Если король захочет, народ пойдёт даже на выборы. В Бутане слушаются королевских указов уже на протяжении целого века. Однако новое обращение Благородного Государя к своему народу вызвало немалое смущение. Время абсолютной монархии подходит к концу, - возвестил король, - и власть должна отныне принадлежать народу.
Это произошло года два тому назад. Ныне же маленькому мирному королевству, спрятавшемуся от волнений внешнего мира в укромном уголке Гималаев, предстоят первые в его истории парламентские выборы. В будущий понедельник 670.000 жителей маленькой страны между Китаем и Идией впервые веберут свою собственную Нижнюю Палату.
Большой радости такому подарку в виде демократии в бутанском народе, однако, не наблюдается. «Раз уж сам король призвал нас выбирать этих политиков, мы и на выборы сходим, но лучше всё-таки король», - так рассуждает Лхам, деревенская жительница 56-ти лет. Крестьянка лишь с одним именем, без фамилии, выражает взгляды подавляющего большинства жителей страны.
Даже сами политики чувствуют себя не в своей тарелке, когда речь заходит о той важной роли, которую им теперь предстоит играть в жизни страны. «Если сегодня провести референдум, бутанцы отвергли бы демократию»,- считает бывший министр иностранных дел Бутана, претендующий теперь на депутатский мандат от города Паро, - «Но уклоняться от демократии бессмыслено.»
Страна контрастов
Королевство Бутан с населением не более 800.000 расположилось словно маленький бутербродик между огромными Индией и Китаем. Страна полна контрастов. В столице страны, Тхимпху, есть даже ночные клубы с музыкой «техно», а вот курение полностью запрещено. Телевидение появилось лишь в 1999-м. Страна с большой осторожностью приотркывает себя пришелцам из других стран, опасаясь опасностей, исходящих от массового туризма. Отелей и транспорта очень мало и они дóроги. В прошлом году в королевстве не побывало и 20.000 туристов.
Официальной государственной философией в Бутане является «валовое национальное счастье», предполагающее гармоническое сочетание материального и духовного благополучия. На это учение бутанские политики постоянно ссылаются как на догму. Руководитель бутанской Плановой комиссии Карма Тсхитеем разъяснила: на основе опроса тысячи жителей был установлен ряд параметров счастья. Хорошее самочувствие, здоровье, образование, государственное руководство, уровень жизни и экологическое разнообразие оказались особенно важны. 68 процентов опрошенных назвали себя счастливыми. С помощью этих параметров выясняется, способствуют ли валовому национальному счастью планы, политика и программы правительства, рассказывает руководивший этим исследованием Пхунтсхо Ратан из Центра Исследований Бутана. «Мы буддийское государство и придаём особое значение духовному благополучию», подчеркнул он. Идея измерения счастья тоже пришла от бывшего короля Джигме Сингье Вангчук.
Два года назад 52-летний монарх передал Драконовый трон своему сыну Джигме Кхесар Намгьял Вангчук. Новый Драконовый король продолжил начатые отцом постепенное ограничение королевской власти и мирный переход к демократии. Пути назад не предполагается. «В лоне сильной и мирной монархии мы взрастили надежду на живую демократию», - произнёс недавно 28-летний король в своей речи.
«Здесь не рай»
И всё же Бутан - не монархический сад Эдем. Действительность не так уж безоблачна. Пятая часть населения живёт в нищите, безработица среди молодёжи сильно возрасла. Коррупция уже сейчас стала большой проблемой и может стать ещё больше, когда у руля окажутся выбранные политики - таково негласное опасение многих людей. Ещё одна проблема - стотысячное непальское индуистское меньшинство, живущее в Непале в лагерях для беженцев и покинувшее Бутан в начале девяностых, когда там началось насаждение буддийской культуры. «Здесь не рай», - подтверждает бывший чиновник системы образования Ним Дем, кандидат на место в парламенте от маленького городка Хаа.
Как политики собираются решать все эти проблемы, пока неясно. Политические различия между двумя самыми большими партиями - Народно-Демократичекой партией и Бутанской партией Мира и Благополучия - очень размыты. Обе партии восхваляют короля, обещают хранить традиции и развивать благосостояние. Народно-Демократическая партия вроде бы более решительна в плане возможных перемен. Однако её возглавляет родной дядя короля, что заставляет усомниться в её готовности к значительным реформам.
И всё же, в сравнении с проблемами в других частях Гималаев, к примеру в Непале или Тибете, бутанские проблемы выглядят несерьёзно. В Непале некогда всемогущую королевскую семью теперь все презирают, политики считаются насквозь продажными до мозга костей. Партизанская война, которую многие годы вели маоистские боевики, стоила жизни 13.000 человек. Все эти безпорядки происходили в непосредственной близости от бутанской территории. Видимо хотя бы частично это и сподвигнуло бутанского короля ввести демократию. Стоит ли дожидаться, пока проблемы загонят королевство в угол? - вопрашал он к своим подданным.
Тимм Сулливан, АП (с материалам АФП)
Перевёл
gruftie Фотографий: Getty Images
Серия фотографий в Шпигель-Онлайн