Jan 24, 2016 21:11
«Когда мы увеличили группу экспериментальных животных до десяти, эффект почему-то пропал» - это фраза не из анекдота, а из доклада, прозвучавшего на одной студенческой конференции. Похоже, недопонимание важности больших выборок - удел не только начинающих исследователей. Вот, например, эффект Моцарта.
В 1993 году Френсис Раухер, Гордон Шоу и Катерина Ки из Калифорнийского университета в Ирвине опубликовали в журнале «Nature» небольшое письмо, в котором сообщили, что подопытные студенты лучше выполняли задание по ориентированию, если они не позднее чем за 15 минут до того прослушали сонату Моцарта. Преимущество было небольшим, около 8 %, но газетчики клюнули на сообщение и разнесли его по свету под названием «эффект Моцарта». Основная мысль была такова: если ребенок будет каждый день слушать Моцарта или другую классическую музыку, то он вырастет умный-преумный. Эти публикации имели шумный эффект и серьезные последствия. Во многих школах стали включать классическую музыку для лучшего усвоения детьми материала и выполнения контрольных работ, губернатор штата Джорджия распорядился подарить каждому ребенку по диску с записями классики, а на некоторых фермах Моцартом услаждали слух коров, которые, обрадованные таким вниманием, стали давать больше молока.
Научное же сообщество отнеслось к сообщению скептически и стало проверять выводы. Результаты получались столь разными, что возникла потребность в непредвзятом, то есть статистическом, анализе деятельности многих научных групп. Самое свежее сравнение выполнили психологи из Венского университета во главе с доктором Якобом Пьечнигом. Его итоги опубликованы в журнале «Intelligence», 2010, т. 38, № 3.
Анализируя базы данных научных публикаций, они нашли 226 работ по эффекту Моцарта. Большинство пришлось отбраковать ввиду недостаточного объема данных для анализа, и осталось 39 работ с результатами 104 исследований. Как оказалось, музыка, причем любая, действительно оказывает влияние на IQ, но очень малое. Для психологов тут нет ничего удивительного - звуки активируют кору мозга, а это способствует ориентированию, вот студенты под музыку и выполняли лучше задания такого рода, например по поиску выхода из лабиринта, нарисованного на листе бумаги. Однако в качестве побочного результата было обнаружено такое обстоятельство: в работах Раухера и его друзей эффект Моцарта проявляется с троекратной силой по сравнению с работами других научных групп. Более того, если их работы исключить из рассмотрения, то в среднем влияние музыки на IQ вообще сведется к нулю. Это уже не первый подобный упрек в адрес группы Раухера, поэтому у него готов ответ: чтобы воспроизвести эффект, нужно повторять наши эксперименты в точности. Точность при тестировании, конечно, дело хорошее, однако если эффект настолько чувствителен к процедуре, так ли он значим? Может быть, на самом деле эффект Моцарта возник в результате упомянутого в начале заметки эффекта малой выборки, помноженного на эффект толпы?
Псевдонаука