(начало истории) Между прочим, во многих справочниках пишут, что 2-й смоленский воевода князь Горчаков умер в Польше. Вероятно, такое мнение вызвано тем, что его имени нет среди тех, кто вернулся вместе с патриархом Филаретом и воеводой Шеиным в 1619 году.
Однако судьбы людей складывалась в Смутное время удачно или наоборот трагично, некоторые возвращались на родину раньше, а многие - гораздо позже Деулинского перемирия.
Князю Горчакову повезло, он оказался пленником пана Рутцкого, который в 1611-13 годах командовал польским гарнизоном в Вязьме.
В 1613 году Руцкой говорил московскому посланнику
Денису Оладьину: "отпустил князя Петра Горчакова за присягою, что было ему выслать за себя на обмену тех людей, которых он изъязался выслать. И князь Петр присяги своей забыл, за себя тое обмену и по се места не выслал".
То есть, пан Рутцкий рассчитывал обменять Горчакова на своих людей, попавших в плен.
Горчаков же сумел убедить Рутцкого сперва отпустить его на свободу, а он уж потом "выпустит" из плена и пришлет в себе взамен польских пленников.
Уже позднее Рутцкий жаловался в грамоте: "Воеводу смоленского Горчакова выпустил я, на его крестное целование, а бил ему челом, чтобы он против того кого-нибудь выпустил. Не мочно ему кого-нибудь доброго человека выпустить, и он бы хоть мужика выпустил, сотника запорожского Кирилла,которого поймали под Боровском с грамотами от гетмана к Заруцкому!
А он Богу да мне солгал, никого по сю пору не выпускивал...".
Справедливости ради, у русских в 1613 году было не так много знатных пленников, как у поляков и потому им каждый был ценен и они принципиально стояли на том, чтобы разменивать вязней полными составами. Поэтому князю Горчакову было сложно исполнить свое обещание, да и всякий, кто стремиться вернуться на Родину и обрести свободу склонен преувеличивать свои обязательства...
Хоть князь Горчаков и получил свободу, имя его так и не появляется в источниках последующего времени. Он умер или отошел от дел вскоре после возвращения на Родину. Что неудивительно, если вспомнить, что он пережил оборону 1609-11 года и, надо полагать, сражался в последнем штурме 3 июня 1611 года.
Вообще же русские люди в те времена не любили подолгу задерживаться в плену, и чтобы обрести свободу проявляли недюжинное упорство и хитрость. В этом смысле князь Горчаков ничем не отличался от других дворян того времени, поскольку немало русских смогло правдами и неправдами уйти из плена ещё до того, как враждующие стороны устроили обмен пленными в 1619 году.