Истории фермеров Алтайского края. Александр Дорожинский.

Aug 16, 2013 13:00

Мы продолжаем публиковать истории фермеров , которые были собраны в рамках исследования Oxfam «Ключевые проблемы влияния климатических изменений на производство сельскохозяйственных культур в Российской Федерации» на примере засухи 2012 г. Исследование проходило на территории России зимой этого года.
Сегодня мы расскажем историю Александра Дорожинского - фермера из Родинского района.


Дорожинский Александр Викторович - глава самого большого крестьянского хозяйства в Родинском районе Алтайского края.

У Александра Викторовича есть жена и трое детей, младший сын учится в Аграрном университете, дочь получила юридическое образование, работает в Барнауле, второй сын уже закончил Аграрный университет, приехал работать в свое хозяйство. У детей пока еще есть большое желание работать в данной отрасли, однако они еще не сталкивались с суровой реальностью.

В сельском хозяйстве Александр начал работать с 1982 года. До этого работал на кирпичном заводе, потом перешел на должность агрономом в совхозе. В начале девяностых основал свое хозяйство. Начинал заниматься картофелем и другими овощами, но когда закрылась граница с Казахстаном, возникли проблемы со сбытом, пришлось перейти на производство зерна. На сегодняшний день в хозяйстве более 9000 гектаров земли, работает порядка 70 человек.

Александр говорит:

- в самом начале фермерской деятельности было значительно легче и проще работать, чем сейчас. Мы тогда пришли работать с голыми руками, у нас ничего не было, но мы стремились работать, а сегодня упадочное настроение, нет никакой веры правительству, президенту, мы уже готовы идти на все, лишь бы кто то позвал. Мы очень не довольны отношением к нам, к сельскому хозяйству в целом, нас просто кинуло государство, в преступном мире так не кидают.

Александр Викторович связывает засуху 2012 года с циклическими процессами в природе, также отмечая, что засушливыми выдались три последних года. На территории его хозяйства в течение пяти последних лет занимались научными исследованиями специалисты из Аграрного Университета. Постоянно брали анализы почвы. За все время исследований достаточного количества влаги для нормального роста и развития семян зафиксировано не было.

Александр рассказывает:

- Алтайский край, за счет предгорной зоны, где влаги в основном всегда хватает, получил среднюю урожайность 8 центнеров с гектара. Они там и отчитались, так, как будто у нас в крае все прекрасно, у нас же любят красиво отчитываться. На самом деле, данные, которые преподносят нашему президенту и правительству региональные власти, в большинстве случаев не соответствуют действительности на 50%. Они не отражают ту действительность, которая есть на самом деле. Сегодня на селе жить очень тяжело, у людей даже нет угля, чтобы отапливать свои дома, а у нас в степи топить больше нечем. В настоящее время я из своего хозяйства  отправил на биржу труда 60 человек, потому, что нечем платить зарплату.

Мы не ремонтировали технику, у нас нет горючего, у нас нет семян, мы не знаем,   будем ли мы сеять весной. На уровне Администрации края этому не придают значения, про нас просто забыли. Вот такое положение дел, говорит Александр.

Если измерять в цифрах то потери Александра следующие: 50% посевных площадей выгорело полностью, на остальной площади он получил урожай порядка 4 центнеров с гектара. Итоговые потери в денежном эквиваленте оцениваются в 26 миллионов рублей.

Потери Александру также как и большинству фермеров компенсировать не удалось. Согласно материалов, переданных в Москву, сумма компенсации составила 7 миллионов рублей, но в итоге до адресата они так и не дошил.

В связи с тем, что краевые власти выплачивали помощь только тем хозяйствам, у которых урожаи были менее 4 центнеров с гектара Александр остался не с чем один на один со своими проблемами. Вопрос про страховые выплаты кроме смеха, нечего не вызвал.  Однако собеседник отметил, что в том случае если бы страховая компания выполнила свои обязательства, то не пришлось бы распускать людей. Денег предусмотренных страховкой хватило бы на солярку и семена, что безусловно позволило продолжить работу.

На вопрос о влиянии засухи на цены мы услышали следующее:

- цены  поднялись, а продукции то нет. И то по всей стране паника началась, что крестьяне подняли цену на пшеницу до 8000 рублей за тонну, а никто не видит, что цены на топливо поднимаются каждый день, никто не видит, что цены на технику просто поднебесные.

При сравнении ситуации с засухой 2010 года Александр в первую очередь отметил отсутствием поддержки в лице государства. Помимо этого за последние два года резко выросло количество кредитов и долгов:

- банки нам не дают больше кредиты, мы вынуждены были брать деньги в долг у бандитов, а сейчас ложимся спать и боимся, либо бандиты голову оторвут, либо судебные приставы приедут и все вынесут из хаты. Сегодня смело можно банкротиться и закрывать хозяйство. Сеять нам нечего, помощи нам не будет говорит Александр Викторович.

Изменения климата в зоне рискованного земледелия приводит сельское хозяйство в полный упадок:

-  нам нужна помощь государства и переход на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, самостоятельно на них мы перейти не сможем, нам нужна помощь, еще раз повторил Александр.


Фото Валерия Степанюка

засуха, Фермеры, grow-clicr, oxfam, продовольственная безопасность, Алтай

Previous post Next post
Up