Концепция эрраты проста, как две копейки.
Вы тщательно вычитываете книжку (газету, журнал и что там у вас есть) в последний раз и отдаете ее в печать. Приходит тираж, в нем находятся ошибки и опечатки. Если опечатка страшна шопиздец, вы изымаете тираж, уничтожаете его и перепечатываете (например, как в случае с
упаковкой моносортов кофе Студии Артемия Лебедева):
Готовый тираж сразу идет на производство и там наклеивается на упаковку.
Получаем партию кофе и видим неправильное скругление углов. Но партия уже в продаже. Один из покупателей пишет Теме о том, что на колумбийском кофе использован неправильный флаг и название сорта на английском пишется как Colombia.
Проводим работу над ошибками.
Перепечатываем тираж.
Если ошибки не настолько критичны и перепечатка не вариант, вы можете ограничиться выпуском эрраты - списка найденных ошибок.
Что делать с эрратой дальше, зависит от особенностей индустрии.
Ребята, работающие в периодике, публикуют в следующем номере опровержение,
Энциклопедисты вкладывают листок с перечнем (или, например, выпускают целый последний эррата-том) - см.
список замеченных ошибок в третьем издании Большой Советской Энциклопедии на сайте "Википедии" (а-ля "в статье о Хамдаллахе Мостоуфи Казвини утверждается, что он был чиновником при хане Хулагу, хотя в действительности Хамдаллах родился через 16 лет после смерти ильхана и служил его потомкам");
Сотрудники издательств исправления вносят в следующем тираже книжки - см.
эррату к книге "Русская модель управления" на сайте студии Лебедева (напр., во втором издании, на стр. 134, в первом абзаце следует вместо "по революционному целесообразно" читать "по-революционному целесообразно"); ну или еще рекомендую заглянуть в
полный список ошибок и опечаток, найденных в книгах Н.Д.Перумова участниками Литфорума (напр., "в произведении "Война мага", т. 2, на стр. 134 смерчи должны были захватить и нескольких зомби из резервного отряда").
В сайтостроении некритичные ошибки просто правят, а к заметным после правки надо еще и опровержение написать - вот, например, "бизнес-линчи"
с внесенными после публикациями уточнениями:
Эррата - обычное дело в современных карточных играх. Их используют для улучшения баланса - дело в том, что правила современных карточных игр претерпевают частые изменения и выпуск новых редакций карт (в отличие от, например, классических шахмат, в которых новые фигуры не принято придумывать). Когда после выпуска очередной редакции некоторые карты непредвиденно получают легко достижимое сильное преимущество над другими (а это не всегда очевидно, так как системы сложны и карт может быть много), нужно исправлять ситуацию, а вынуть что-то у игроков из колод вы не можете.
Гораздо проще опубликовать изменения в правилах (пример с
форума коллекционной карточной игры "Берсерк"):
(Естественно, тут же мы можем зафиксировать использование глаголов "отэрратить" и "поэррачено". В некоторых игровых мирах как дополнения, быстро объясняющие суть изменений, используются глаголы "понерфить" / "побаффить", но углубляться в это мы сейчас не будем).
Впереди маячит издание следующей версии вестибюльной схемы, пора начинать собирать эррату.
* * *
Спустя почти полтора года вслед за
вагонной схемой со студийных стапелей отправилась в плаванье первая версия
вестибюльной схемы метро.
Вагонная по размеру была небольшой:
А вестибюльная - нормусики:
Если растянуть вагонную схему до размера вестибюльной и положить их рядом для сравнения, получится Популистская Сравнительная Картинка.
Слева - вагонная, справа - вестибюльная:
Не будем делать вид, что Популистская Сравнительная Картинка полезна - толку от нее никакого.
Как говорит Егор
zhgun Жгун, разница у схем - как между афонами 4S и 5: на глазок только размером отличаются, а под капотом все перелопачено.
Неспециалисту кажется, что отличий почти нет, но для знающих ребят рывок огромен - фактически, все переделано с нуля.
К счастью, так не только у дизайнеров случается. Например, в мире немного людей, могущих отличить одинокого Журавля прибалтийского в стае Журавлей японских на нечеткой фотке далекого неба. Со стороны, конечно, поразительно, как можно вообще заметить разницу:
Предпримем для облегчения восприятия последнюю попытку - с помощью фотошоп-манипуляций уберем со схемы разноцветное Наше Все:
Теперь глядя на картинку, зачитаем вслух отрывок из труда "Мир Ботана" (том ХVI, посвященный отличиям желтого фрагмента справа от белого фрагмента слева.)
Про постановку задачи:
- На схеме справа размещены маршруты наземного городского транспорта;
- Присутствуют станции электричек;
- Есть городские достопримечательности из верхушки туристического хит-парада;
- И парки (ну, кроме Тимирязевского - он не влез и, к счастью, колонна разгневанных этих фактом молодых мам, гуляющих в парке с младенцами, не смогла дойти до студии и выразить протест - с коляской особо не разгуляешься; если бы дошли, пришлось бы эвакуировать людей из здания: дизайнеры-задроты не могут выстоять против атаки молодых здоровых женщин, гуляющих в парке каждый день по четыре часа);
- У вагонной схемы ТЗ было четким, а у вестибюльной - плавающим, она - результат эксперимента (почти до самого конца было непонятно, что удастся разместить без превращения схемы в адский фарш, а что останется за бортом, задача уточнялась по ходу);
Про внешний вид:
- В целом продукт серийный, из семьи, так как целью схемы является показ все тех же линий метро. Схема должна визуально отличаться, но немного;
- Желтый фон, зеленые парки - приятные мелочи, реверанс в сторону карт;
Бонусы (часть рецензентов расценивает их как троллинг, другая - как вполне уместные приятные мелочи):
- Присутствует лось;
- Река сделана из дуг;
- Бантик;
Производственные отличия:
- Вестибюльных схем в городе гораздо меньше, чем вагонных (по моей прикидке, вестибюльных будет от одной до пяти на станциях, а классика ездит по три-четыре штуки в каждом вагоне каждого состава);
- В маршрутах наземного городского транспорта можно ожидать более частых изменений, чем в метромаршрутах;
- Вестибюльная схема сильно дешевле в производстве (она печатается на обычной бумаге, а не на наклейке);
- Вестибюльная должна перевыпускаться в несколько раз чаще вагонной (у той срок жизни - около года).
Ну и главное отличие в том, что на вестибюльной схеме надо до конца разобраться со списком маршрутов.
Про маршруты
На тему маршрутов раздается самое большое количество вопросов - не до конца понятны критерии того, как одни наземные маршруты оказываются на схеме в качестве быстрой альтернативы передвижению на метро, а другие - нет. Например, показательна дискуссия
http://tema.livejournal.com/1774156.html?thread=965436492#t965436492, в которой
totaltraffic говорит в том числе и о том, что должно было бы войти на схему, но не вошло.
Меня не очень интересует трата сил на охоту на ведьм в стиле, заданном топикстартером. Видно, что у него большое количество претензий к Дептрансу Москвы, но лично я не склонен поддерживать разговор о том, что "сотрудники Дептранса профнепригодны". Кроме возбуждения градуса дискуссии, это ни к чему не приводит - только слушать тебя начинают меньше и все. Кроме того, для меня "сотрудник" - не единый усредненный чел, среди них я различаю разных людей, и чиновников, имеющих обдуманное аргументированное мнение по делу, вижу там очень много.
Вон, 21 маршрут в этой редакции схемы досадно упустили на верстке в студии, и, получается, студия тоже профнепригодна. (Хотя на фоне продолжающегося много лет давления на тему "студия давно уже не торт и вы все там пидарасы" это было бы, скорее, снижением градуса :-). Я достаточно большое время посвятил пониманию механизмов того, как люди (и я) делают ошибки, чтобы начать спокойнее к ним относиться.
В общем, мне плевать на эмоции, а интересует создание списка маршрутов с ясными критериями, и механизма, которым он будет поддерживаться городской службой в актуальном состоянии - чтобы верстка могла спокойно в любой момент взять его и перенести на схему. Механизм актуализации могут обеспечить в Дептрансе, а если кто-то хочет поспорить о том, какие изменения надо внести в схему - велкам.
Про баголовлю
Вот вестибюльная схема 1.0 (большая версия -
по клику):
(в центре написано "Не для печати. Простите, ребята").
Традиционно, если у вас есть что отметить, пишите в комменты. Пусть даже на ваше замечание никто не ответил - если оно по делу, будет внесено. На спорные моменты и вопросы дизайнеры схемы стараются отвечать.
Я признателен всем, кто тратит время на поиск багов - хорошо, когда к схеме, висящей в метро, приложено не только наше внимание. Спасибо за критику.