На нашей радиоволне - продолжение передачи про то, почему дизайнеру полезно владеть современными научными представлениями об устройстве человека.
* * *
Одно из часто встречающихся заблуждений - выбор в качестве адресатов дизайна безэмоциональных людей.
Понятно, почему возникает соблазн воспринимать потребителей всегда ровными ребятами-роботами. Человеку (а сам дизайнер - тоже человек) очень непросто заметить, как меняется в течении дня его эмоциональный фон.
Мы прекрасно осознаем, что творится с настроем окружающих - свежие ли они или хреново выглядят, грустны или веселы, но при этом совершенно ничего не понимаем о своем состоянии. Без специальной тренировки тяжело вдуплить, что ты слегка устал, или подавлен, или раздражен. Нормальный человек замечает только самые сильные сигналы. Обычная палитра ежедневных чувств выглядит, как штакетник из трех палок - я голоден, надо пойти в тубзян или устал-пора-спать.
При этом все достаточно дискретно - вот ты проснулся и тебе хорошо, пора в тубзян, потом тебе пора поесть, и потом - бац - ты полумертвый и пора, значица, спать. Никаких промежуточных состояний не бывает - ты весь день нормальный, а потом внезапно надо баиньки.
Всегда колбасит других, не тебя. Когда при вас одна тетка орет на другую, сразу видно - что-то не так. Когда орете вы сами, выход из спокойного состояния проходит незамеченным: все типа в порядке, вы как будто отдаете себе абсолютно четкий отчет в своих действиях, и вас вовсе не заносит.
Чтобы понять, что происходит, можно несколько раз в день замирать и думать: "А как я сейчас себя чувствую на самом деле? Устал ли я? Что я ощущаю?" Результат временами ошеломляющ.
* * *
Между тем, примеров того, где можно разглядеть в дизайне управление эмоциями, очень много. Вот навскидку первое, что приходит в голову:
Людей бесит неожиданное вторжение спама и случайных звонков: слишком часто они не в кассу. Надо как-то спасаться. На борту айфона есть физическая кнопка, переводящая его в бесшумный режим. А в быстром меню есть еще две (sic!) кнопки - ночной режим "да не побеспокоят меня незнакомцы и приложения" и самолетный режим "нахуй всех". Итого целых три варианта остаться в одиночестве легким движением руки.
Если не делать на светофоре счетчик обратного отсчета секунд (59... 58... 57...), то можно устать год за годом собирать трупы пешеходов на перекрестке - людям не хватает рационального аргумента, чтобы стоять и ждать минуту.
В ресторанах речь о чаевых заходит только после обеда, когда человек получает свою дозу удовольствия и в организме начинает подскакивать сахар. А еще опытный официант не оставит тряпку-посетителя без сладкого десерта. (Про жевачку-в-подарок-и-желание-не-остаться-в-долгу мы еще поговорим, когда речь зайдет о зашитых в вас ловушках. Книжка Чалдини, не теряй надежды, мы однажды зайдем в твой порт.)
Детская комната в магазине позволяет родителю снять на некоторое время чувство тревоги.
Чтобы не бесить посетителей медленных ресторанов долгим ожиданием блюд, им носят "комплимент от шефа" - он позволяет че-нить закинуть в себя и немного снизить чувство голода.
В Штатах аварийно-спасательные автомобили издают сигнал такого тона и громкости, что физически хочется расчистить полосу и сбежать подальше. Российские полицейские сирены - жалкие погремушки по сравнению с пиндосовскими. Однажды в Нью-Йорке пенты включили неожиданно сирену и рванули с места прямо за моей спиной - и тут я понял, что наверняка есть люди, которые могут обоссаться от страха. Когда в такой машине полисмены приезжают на место происшествия, весь район понимает, Кто Здесь Власть.
* * *
А вот примеры неудачного дизайна, не учитывающего эмоциональное состояние:
Уведомления в программах бесят. Да ебись конем тот факт, что мой друг теперь тоже поставил себе инстаграмм, горите огнем, оставьте меня в покое.
И заберите с собой на костер рыжий индикатор "новый материал в ленте друзей" в ЖЖ: он мешает мне читать. Он-бе-сит.
Люди за рулем автомобиля вынуждены быть собранными слишком долгое время, плюс они неподвижно сидят. Усталость тела находит выход в эмоциональной агрессии. Если вы будете выходить раз в час из машины и разминаться, вечером будете лучше себя чувствовать. А если бы на заправках делали батут для взрослых, было бы вообще заебок.
Авиакомпании не рассказывают пассажирам о том, что самолет, набрав скорость, способен планировать в воздухе только за счет того, что есть подъемная сила и он опирается на атомосферный столб крыльями. Зато про аварию - каждый раз, ссука, твердят.
В торговых центрах всегда слишком шумно и слишком ярко, слишком некомфортно. Негде побыть в тишине, негде посидеть, негде закрыть глаза. Скорее всего, это позволяет снять дополнительные деньги с ошеломленных людей, но именно поэтому многие покупатели предпочитают идти за покупками в интернет-магазины.
* * *
Люди без эмоций тоже, кстати, встречаются. В рамках пропаганды сайта "Элементы большой науки" ловите описание того, как ведут себя чуваки с нарушениями:
http://elementy.ru/news/430487 "Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. В воображаемых ситуациях исследованные пациенты не видят разницы между убийством, совершаемым заочно (например, путем нажатия кнопки), и собственноручным, тогда как здоровым людям разница представляется огромной. Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины."
* * *
Необычная ситуация - я порекомендую книгу, которую еще не прочел, но в очередь поставил. Искал в интернете информацию о психологических экспериментах по оценке собственного состояния, и наткнулся на целый пласт рассуждений про эмоциональный коэффициент, введенный в работах Джона Мейера и Питера Сэловея.
Книга - Дэниел Гоулман, "Эмоциональный интеллект". По ссылке - глава из книжки.
http://postnauka.ru/books/16198(Отрецензируйте в комментах, пожалуйста, кто уже. Может, тема сильная, а написано плохо или еще что. Или все наоборот классно.)
Если вкратце, то речь идет о том, что эмоции влияют на решения гораздо сильнее, чем принято считать, и о том, как это можно использовать (в дизайне себя, добавят фанатики дизайна себя).
* * *
Когда дизайнер понимает движущую силу эмоций, ему пора начинать следить за тем, как меняется собственное состояние в течение дня. И тут многия знания начинают умножать многия печали.
Вообще, проще всего Творить Дизайн, если умеешь смотреть на людей и Видеть невооруженным взглядом Ауру - всегда можно объяснить любые человеческие действия проявлениями Энергетики (кстати, если кто не знает, что это такое, то самое время ликвидировать пробел -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Энергетика.)
Не жизнь, а лафа - сложные объяснения не нужны, порхаешь над полем знаний, как красивая нетребовательная к фактам бабочка, а мир пронизывают отвечающие за все Лучи Космоса. Слава Энергетике, таких дизайнеров не очень много.
Дизайнерам, которые ауру не видят, но зато верят в существование Людей-Креативщиков, жить чуть сложнее - они лишены возможности объяснять дизайн биополями. В арсенале остается только знание, что существуют Особые Люди с Тонкой Душевной Организацией, завернутое в веру в Творческую Личность. Как и в случае с аурой, все внешние подтверждения Существования Креативности налицо - всегда рядом найдется кто-нибудь в татуировках на хинди или китайском, а еще иногда, если долго сидеть в темной комнате у монитора, Приходит Озарение и Муза. (Когда не приходит, приходит подозрение, что ты - некреативный середняк, а это клеймо на всю жизнь.)
К ребятам-дизайнерам, променявшим Креативность на борщ из нейробиологии с физиологией-психологией, тяжелее всего. Жалкие неудачники ни ауру ни увидеть толком не могут, ни муза не приходит никогда. Кроме того, оказывается, что они в кабине управления вообще не одни, а там вместе с ними - целая управляющая телом компания.
* * *
Эффект существования управляющей компании хорошо знаком тренерам спортивных сборных и всяким силовикам, разрубающим врага ударом ноги. Спортсмены и бойцы живут в мире, в котором от сознания зависит многое, но не все. Результат слишком часто определяют привычки, рефлексы, психологический настрой, химия тела, стереотипы и вообще то, что ел на завтрак.
(Оффтопом про силовиков и то, что физика тела работает, даже когда не работает ничто остальное: телохранители такие шкафы не для того, чтобы их миниатюрные девочки острее ощущали беззащитность в громадных ручищах, а потому что ребята крупнее восемьдесяти килограммов имеют шанс остаться на ногах после пулевого выстрела - тех, кто полегче, пуля выносит как пушинку независимо от количества высших образований.)
В итоге оказывается, что тебе-сознательному вообще мало когда удается подержаться за руль, а все решает невидимая на первый взгляд банда, которая в итоге и определяет, придумаешь ли ты сейчас что-то классное, или нет. Ситуация безнадежная, но ты можешь отнестись к этому, как дизайнер - понять, что там в тебе на самом деле управляет производством дизайна, и как день за днем заставлять работать на себя эту гоп-компанию, стоящую за спиной сознания. Мы не спеша поговорим об этом в следующих сериях.
Но, в общем, уже сейчас понятно, что в этой задаче бессильны помочь как способность Видеть Ауру, так и Креативность Муз, да минуют вас их волны.
Все серии "Дизайна дизайнера":
7 6
5 4 3 2 1 и
книги