🏀 Дизайн дизайнера - 2: книги про мозг и про тело

May 26, 2014 08:41

Лекционные видео - это, конечно, особый жанр. Они отличаются тем, что их, как правило, совершенно невозможно смотреть.

В мире есть ребята, которые могут заварить кружку чаю и сидеть с ней штырить в сорокаминутное выступление на экране, не отрываясь, но мне так не дано. Я запускаю кнопку "плей" и в этот момент у меня внутри рождается нежная, как котенок, надежда, что в этот раз обойдется без обычной для лекционных видосиков воды.

Хрен там. Котенок-надежда внутри меня сдыхает, еле вздохнув, на первой же секунде, когда на черном экране начинают тягуче проявляться титры с наплывом. Боль второй титро-секунды я бы назвал "Подтверждение того, что в программах видеомонтажа по-прежнему можно увеличивать надпись без риска попасть под уголовку". Третьей - "Еще медленнее, еще крупнее". На четвертой секунде авторы вроде как успокаиваются и верят, что зритель способен одолеть два слова названия за такое время. Заставка заканчивается, буквы гаснут. И да, тут начинается следующая заставка.

(После вступления на пост Диктатора Вселенной я буду наказывать всех видеомонтажеров, ролики которых меня бесят, принудительным показом многосуточного фильма, состоящего только из сменяющих друг друга титров с наплывчиком.)

Еще в видеороликах начала 21 века все так туповато устроено, что очень тяжело перемотать на интересные места - современные плееры не могут показывать мне инфу, где там внутри лектор особенно отличился. Поэтому на первой же секунде я, не в силах ждать, когда же кончатся текстовые эффекты и начнется шоу, жму куда-нибудь наугад, в район первой минуты, чтобы посмотреть, что там лектор говорит.

Лектор мямлит "Ааа, ну и так вот". Я жму в шестую минуту. На экране все та же хуйня, мужчина переминается, я слушаю еще две (чаще) - три (реже) секунды и закрываю плеер.

Не, бывают классные ролики: иногда чуваки хорошо готовятся к выступлению на ТЕДе, но в целом мне все равно неудобно: ни запомнить, где остановился, ни в метро нормально посмотреть. Главное неудобство видео - хрен потом ведь найдешь, в каком ролике что было, и нелегко уточнить, не подводит ли тебя память. Хранить где-то текстовые описания с секундами ссылок как-то не алё - очень много геморроя.

Короче, с видео как-то неудобно все складывается, поэтому я читаю книжки. Если вы книжки, наоборот, не любите и вам видео с лекциями милее, значит, у нас с вами было разное детство.

* * *

Если вы хотите понять, какой отдельный факт сделает вас умнее и образованнее, то у меня для вас плохие новости. Знание того, что, например, нервные импульсы передаются не хрен знает как, а с помощью аксона, вы, скорее всего, в своей дизайнерской карьере не используете никогда. Ну, конечно, это поднимет немного ваше ЧСВ и будет о чем рассказать девочке в бигмачнице (хотя я бы не советовал - прослывете скучным), но в целом вы вроде как без этого знания жили нормально и дальше проживете.



Этот же умозрительный метод "а что будет, если я не прочитаю такую-то страницу в книге" можно продолжить на любые страницы и все факты. Более того - даже если вы что-то там и прочтете, то очень скоро все равно забудете без тренировки (я вот на всякий случай все равно слазил в википедию, прежде чем про аксон писать - с моей прекрасной памятью риск что-то спутать очень велик).

Примитивная модель про знания-как-нитки дает мне ответ, как читать в условиях, когда запоминатель как решето.

Знания в книжке - как отдельные ниточки: каждый конкретный факт остается с тобой ненадолго и со временем стирается и исчезает из памяти. Это хорошо иллюстрируют наукообразные заметки в пару тысяч строк в модных журналах про адреналин: писать про адреналин девочки-журналистки любят, заметки такие читали все, а является ли А. нейромедиатором или нет, и когда конкретно появляется в организме, не помнит никто. Вот ночью, например, когда вы спите, у вас адреналин есть в организме, или нет, а? Заметочные знания сгорают быстро, не доживая до выхода следующего журнала. (Не-не, забейте, даже если вы сейчас это полезет почитаете специально, оно вам не поможет :-)

Выход такой: надо смириться с непрочностью знаний-ниток и механически продолжать плести из них в голове прочную ткань.

Когда нитки пересекаются, их труднее порвать - я читаю несколько книг по примерно пересекающимся темам, и это помогает. Ну и еще читать, конечно, надо не только заметки а-ля "Прогресс науки", а научпоп-книжки, в которых знания увязываются в основную идею, которая хорошо запоминается.

* * *

Получается, что каждую конкретную книжку можно, в принципе, заменить на соседок.

Например, я почти разделался с чудесной книжкой Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях", там речь идет об ошибках туристов-экстремалов, смертельных просчетах, химии поведения, и это прямо классический учебник по кризис-менеджменту, я бы всем менеджерам советовал.

У заблудившихся менеджеров все как у заблудившихся горнолыжников: неправильная оценка ситуации, подгонка реальной карты под существующую в голове, отрицание проблем, какой-то блок при попытке сесть, отдохнуть и хорошо подумать. И еще про то, что жопы неизбежны: чем сильнее страхуешься, тем сильнее люди расслабляются и начинаются совсем идиотские ошибки. Приду на работу - принесу книжку ребятам.

Если говорить о том, стоит ли начинать с этой книги менеджеру читать - наверное, нет. Стоит ли прочесть спустя пять-шесть книжек по тому, как ведут себя люди на сложных проектах - конечно, да.

Я подозреваю, что классический труд Фон Клаузевица о войне (называется "О войне") - тоже прекрасная менеджмент-книга, только для того, чтобы читать и ловить от нее кайф, даже если вам никогда в жизни не стреляли в ногу, нужно читать ее параллельно с другими на ту же тему управления.

Поэтому, собственно, имеет смысл говорить не о книге, например, Фрита, а о том, что дизайнер в принципе должен знать. Читайте, что хотите и что попадется под руку.

* * *

Устройство мозга.

Дизайнеру необходимо понимать, что такое МРТ и почему появление МРТ дало такой сильный скачок в понимании устройства мозга человека в последние десятки лет. Соответственно, придет понимание, почему современные научпоп-книги, написанные после появления МРТ, гораздо точнее описывают поведенческие механизмы людей.

Нужно представлять себе, как мозг строит внутренние модели. Как человек смотрит на мир и видит совсем другое.

Самое важное знание для дизайнера - как работает дофамин. Я говорю не о том, что надо выучить определение нейромедиатора, а о том, как люди учатся. Собака Павлова, обязательно - награды и наказания в обучении.

Как человек воспринимает движение, и насколько сильным раздражающим фактором оно является. Как люди оценивают деятельность других людей.

Как работают механизмы памяти.

Как человек принимает решения.

Как устроено сознание.

(Ну то есть да, я серьезно - знания про трекинг и кернинг вам, конечно, пригодятся, но без понимания дофаминового механизма и механизмов устройства памяти вам как дизайнеру, например, интерфейсов, будет очень тяжело.)

По этой теме можно буквально начать с одной-двух книг, чтобы не перекормить себя. Выбор большой.

Например, мне первым попался Крис Фрит, отрывок - http://postnauka.ru/longreads/8678 и, например, еще есть Эрик Кандель - http://postnauka.ru/books/190.
Или Джон Медина - http://postnauka.ru/longreads/25924.
Или Рамачандран, или Шпицер, или Дойдж, или Амодт и Вонг - http://postnauka.ru/books/15593.
(Это я просто набрал на ПостНауке "Книги о мозге" - http://postnauka.ru/?s=книги+о+мозге :-)

Еще я слышал про Хокинса "Об интеллекте", про Джону Лерера - "Как мы принимаем решения" (UPD: Читатели подсказывают - Лерера вычеркиваем. UPD2: Александр Марков вступился, снова не вычеркиваем :-). Не встречал русских переводов книг Джозефа Леду (Joseph Ledoux), но, пожалуй, пора замолкнуть, чтобы не пугать. В общем, книжек много разных.

Сюда же, к обучению и устройству мозга, нужно сразу приложить книги про привычки.

Например, Дахигг - http://grosslarnakh.livejournal.com/57195.html, очень рекомендую. (Если у вас есть что добавить, то, конечно, мы все будем только рады, порекомендуйте.)

Если говорить про память и книги, то именно здесь уместно одолеть "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали" Байяра, книга толщиной с несколько спичек, а хуже не будет - http://grosslarnakh.livejournal.com/57195.html. После этой книги приходит расслабление на тему "О боже, я прочел столько книг и ничего не запомнил".

* * *

На этом этапе, по идее, сразу сильно прокачиваются все ребята, которые работают с контролами в интерфейсе. Они не до конца еще прокачиваются, потому что мы еще поговорим только про пальцы, ваком и манипулятор типа "мышь", но уже может забрезжить понимание, стоит ли приучать пользователя, например, кастомным контролам интерфейса, если человек каждый день работает с системными контролами, или оставить все, как есть.

* * *

После устройства головы можно переходить к телу.

Необходимо познакомиться, хотя бы поверхностно, с устройством глаз и ушей, рук, ног, пальцев. Никто не собирается загонять дизайнера на вступительный экзамен на факультет биологии, но дизайнер тачскрина, не понимающий, как работает рука - это прошлый век, котаны.

Так как все равно все рассказы связаны с эволюцией человека, попутно придется, наконец, выяснить свои отношения с креационизмом и понять че-нить уже про обезьян и человека.

Нил Шубин. "Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней".

Марков, "Эволюция человека".

Лейн, "Лестница жизни".

* * *

Тут, по идее, с момента вступления дизайнера в Клуб Научпопа проходит около четырех-шести недель (книжки не особо толстые) и можно начинать рубить с прочитанного профит.

В следующей серии - конкретный пример, как эти книги можно применять в дизайне и жизни уже сразу по прочтении. Сейчас пора на встречу бежать.

Все серии "Дизайна дизайнера": 7 6 5 4 3 2 1 и книги

Хокинс, Байяр, Дахигг, Крис Фрит, Амодт, Дойдж, Крис Медина, Александр Марков, Ник Лейн, Вонг, Нил Шубин, Рамачандран, дизайн дизайнера, Эрик Кандель, Шпицер, Лерер, что почитать дизайнеру, Джозеф Леду

Previous post Next post
Up