Лекционные видео - это, конечно, особый жанр. Они отличаются тем, что их, как правило, совершенно невозможно смотреть.
В мире есть ребята, которые могут заварить кружку чаю и сидеть с ней штырить в сорокаминутное выступление на экране, не отрываясь, но мне так не дано. Я запускаю кнопку "плей" и в этот момент у меня внутри рождается нежная, как котенок, надежда, что в этот раз обойдется без обычной для лекционных видосиков воды.
Хрен там. Котенок-надежда внутри меня сдыхает, еле вздохнув, на первой же секунде, когда на черном экране начинают тягуче проявляться титры с наплывом. Боль второй титро-секунды я бы назвал "Подтверждение того, что в программах видеомонтажа по-прежнему можно увеличивать надпись без риска попасть под уголовку". Третьей - "Еще медленнее, еще крупнее". На четвертой секунде авторы вроде как успокаиваются и верят, что зритель способен одолеть два слова названия за такое время. Заставка заканчивается, буквы гаснут. И да, тут начинается следующая заставка.
(После вступления на пост Диктатора Вселенной я буду наказывать всех видеомонтажеров, ролики которых меня бесят, принудительным показом многосуточного фильма, состоящего только из сменяющих друг друга титров с наплывчиком.)
Еще в видеороликах начала 21 века все так туповато устроено, что очень тяжело перемотать на интересные места - современные плееры не могут показывать мне инфу, где там внутри лектор особенно отличился. Поэтому на первой же секунде я, не в силах ждать, когда же кончатся текстовые эффекты и начнется шоу, жму куда-нибудь наугад, в район первой минуты, чтобы посмотреть, что там лектор говорит.
Лектор мямлит "Ааа, ну и так вот". Я жму в шестую минуту. На экране все та же хуйня, мужчина переминается, я слушаю еще две (чаще) - три (реже) секунды и закрываю плеер.
Не, бывают классные ролики: иногда чуваки хорошо готовятся к выступлению на ТЕДе, но в целом мне все равно неудобно: ни запомнить, где остановился, ни в метро нормально посмотреть. Главное неудобство видео - хрен потом ведь найдешь, в каком ролике что было, и нелегко уточнить, не подводит ли тебя память. Хранить где-то текстовые описания с секундами ссылок как-то не алё - очень много геморроя.
Короче, с видео как-то неудобно все складывается, поэтому я читаю книжки. Если вы книжки, наоборот, не любите и вам видео с лекциями милее, значит, у нас с вами было разное детство.
* * *
Если вы хотите понять, какой отдельный факт сделает вас умнее и образованнее, то у меня для вас плохие новости. Знание того, что, например, нервные импульсы передаются не хрен знает как, а с помощью аксона, вы, скорее всего, в своей дизайнерской карьере не используете никогда. Ну, конечно, это поднимет немного ваше ЧСВ и будет о чем рассказать девочке в бигмачнице (хотя я бы не советовал - прослывете скучным), но в целом вы вроде как без этого знания жили нормально и дальше проживете.
Этот же умозрительный метод "а что будет, если я не прочитаю такую-то страницу в книге" можно продолжить на любые страницы и все факты. Более того - даже если вы что-то там и прочтете, то очень скоро все равно забудете без тренировки (я вот на всякий случай все равно слазил в википедию, прежде чем про аксон писать - с моей прекрасной памятью риск что-то спутать очень велик).
Примитивная модель про знания-как-нитки дает мне ответ, как читать в условиях, когда запоминатель как решето.
Знания в книжке - как отдельные ниточки: каждый конкретный факт остается с тобой ненадолго и со временем стирается и исчезает из памяти. Это хорошо иллюстрируют наукообразные заметки в пару тысяч строк в модных журналах про адреналин: писать про адреналин девочки-журналистки любят, заметки такие читали все, а является ли А. нейромедиатором или нет, и когда конкретно появляется в организме, не помнит никто. Вот ночью, например, когда вы спите, у вас адреналин есть в организме, или нет, а? Заметочные знания сгорают быстро, не доживая до выхода следующего журнала. (Не-не, забейте, даже если вы сейчас это полезет почитаете специально, оно вам не поможет :-)
Выход такой: надо смириться с непрочностью знаний-ниток и механически продолжать плести из них в голове прочную ткань.
Когда нитки пересекаются, их труднее порвать - я читаю несколько книг по примерно пересекающимся темам, и это помогает. Ну и еще читать, конечно, надо не только заметки а-ля "Прогресс науки", а научпоп-книжки, в которых знания увязываются в основную идею, которая хорошо запоминается.
* * *
Получается, что каждую конкретную книжку можно, в принципе, заменить на соседок.
Например, я почти разделался с чудесной книжкой Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях", там речь идет об ошибках туристов-экстремалов, смертельных просчетах, химии поведения, и это прямо классический учебник по кризис-менеджменту, я бы всем менеджерам советовал.
У заблудившихся менеджеров все как у заблудившихся горнолыжников: неправильная оценка ситуации, подгонка реальной карты под существующую в голове, отрицание проблем, какой-то блок при попытке сесть, отдохнуть и хорошо подумать. И еще про то, что жопы неизбежны: чем сильнее страхуешься, тем сильнее люди расслабляются и начинаются совсем идиотские ошибки. Приду на работу - принесу книжку ребятам.
Если говорить о том, стоит ли начинать с этой книги менеджеру читать - наверное, нет. Стоит ли прочесть спустя пять-шесть книжек по тому, как ведут себя люди на сложных проектах - конечно, да.
Я подозреваю, что классический труд Фон Клаузевица о войне (называется "О войне") - тоже прекрасная менеджмент-книга, только для того, чтобы читать и ловить от нее кайф, даже если вам никогда в жизни не стреляли в ногу, нужно читать ее параллельно с другими на ту же тему управления.
Поэтому, собственно, имеет смысл говорить не о книге, например, Фрита, а о том, что дизайнер в принципе должен знать. Читайте, что хотите и что попадется под руку.
* * *
Устройство мозга.
Дизайнеру необходимо понимать, что такое МРТ и почему появление МРТ дало такой сильный скачок в понимании устройства мозга человека в последние десятки лет. Соответственно, придет понимание, почему современные научпоп-книги, написанные после появления МРТ, гораздо точнее описывают поведенческие механизмы людей.
Нужно представлять себе, как мозг строит внутренние модели. Как человек смотрит на мир и видит совсем другое.
Самое важное знание для дизайнера - как работает дофамин. Я говорю не о том, что надо выучить определение нейромедиатора, а о том, как люди учатся. Собака Павлова, обязательно - награды и наказания в обучении.
Как человек воспринимает движение, и насколько сильным раздражающим фактором оно является. Как люди оценивают деятельность других людей.
Как работают механизмы памяти.
Как человек принимает решения.
Как устроено сознание.
(Ну то есть да, я серьезно - знания про трекинг и кернинг вам, конечно, пригодятся, но без понимания дофаминового механизма и механизмов устройства памяти вам как дизайнеру, например, интерфейсов, будет очень тяжело.)
По этой теме можно буквально начать с одной-двух книг, чтобы не перекормить себя. Выбор большой.
Например, мне первым попался Крис Фрит, отрывок -
http://postnauka.ru/longreads/8678 и, например, еще есть Эрик Кандель -
http://postnauka.ru/books/190.
Или Джон Медина -
http://postnauka.ru/longreads/25924.
Или Рамачандран, или Шпицер, или Дойдж, или Амодт и Вонг -
http://postnauka.ru/books/15593.
(Это я просто набрал на ПостНауке "Книги о мозге" -
http://postnauka.ru/?s=книги+о+мозге :-)
Еще я слышал про Хокинса "Об интеллекте", про Джону Лерера - "Как мы принимаем решения" (UPD: Читатели подсказывают - Лерера вычеркиваем. UPD2: Александр Марков вступился, снова не вычеркиваем :-). Не встречал русских переводов книг Джозефа Леду (Joseph Ledoux), но, пожалуй, пора замолкнуть, чтобы не пугать. В общем, книжек много разных.
Сюда же, к обучению и устройству мозга, нужно сразу приложить книги про привычки.
Например, Дахигг -
http://grosslarnakh.livejournal.com/57195.html, очень рекомендую. (Если у вас есть что добавить, то, конечно, мы все будем только рады, порекомендуйте.)
Если говорить про память и книги, то именно здесь уместно одолеть "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали" Байяра, книга толщиной с несколько спичек, а хуже не будет -
http://grosslarnakh.livejournal.com/57195.html. После этой книги приходит расслабление на тему "О боже, я прочел столько книг и ничего не запомнил".
* * *
На этом этапе, по идее, сразу сильно прокачиваются все ребята, которые работают с контролами в интерфейсе. Они не до конца еще прокачиваются, потому что мы еще поговорим только про пальцы, ваком и манипулятор типа "мышь", но уже может забрезжить понимание, стоит ли приучать пользователя, например, кастомным контролам интерфейса, если человек каждый день работает с системными контролами, или оставить все, как есть.
* * *
После устройства головы можно переходить к телу.
Необходимо познакомиться, хотя бы поверхностно, с устройством глаз и ушей, рук, ног, пальцев. Никто не собирается загонять дизайнера на вступительный экзамен на факультет биологии, но дизайнер тачскрина, не понимающий, как работает рука - это прошлый век, котаны.
Так как все равно все рассказы связаны с эволюцией человека, попутно придется, наконец, выяснить свои отношения с креационизмом и понять че-нить уже про обезьян и человека.
Нил Шубин. "Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней".
Марков, "Эволюция человека".
Лейн, "Лестница жизни".
* * *
Тут, по идее, с момента вступления дизайнера в Клуб Научпопа проходит около четырех-шести недель (книжки не особо толстые) и можно начинать рубить с прочитанного профит.
В следующей серии - конкретный пример, как эти книги можно применять в дизайне и жизни уже сразу по прочтении. Сейчас пора на встречу бежать.
Все серии "Дизайна дизайнера":
7 6 5 4 3 2
1 и
книги