Метроблог тупаблик - 2

Mar 20, 2013 16:21

Разбираем папочку "Метроблог тупаблик". Разобранное перекладываем в "Метроблог паблишд" и "Метроблог не пригодилось".

100. Подарок

Пошел в Педкнигу на Камергерском, нужно было добыть "степ-бай-степ" ребенку, и на кассе заодно разжился подарочком для Е.Ж.

Вот, просто и со вкусом, "Схема маршрутов наземного транспорта между линиями метрополитена", А4, заламинированная, стоит 25 рублей:



Подарок Егору не понравился. Сказал, что схема попсовая, потому что в центре маршруты не указаны. Чччортов сноб. Ну че, пусть сам делает тогда.


Прототип для станционной схемы

101. Предполагается, что рядом с кассами будет висеть станционная схема. Вот один из первых ее набросков с сайта студии, он устарел на пару месяцев уже. Тут Кремль еще как арабская вязь, а вместо Храма Христа Спасителя стоит Дворец Советов. И лосик, конечно:



Схема будет (надеюсь) размером в метр, на ней будет алфавитный указатель, название, и эээ... что-нибудь еще. Вот река нужна, это понятно. И транспортные магистрали. И лосик. И еще понятно, что нужны автобусные маршруты, соединяющие соседние ветки. Но эти маршруты тоже бывают разные - например, бывают быстрые и регулярные, а бывают медленные и редкие.

102. Конкурсная комиссия предложила вот такой план.

"На вестибюльную схему добавляются слои в порядке уменьшения приоритета до тех пор, пока избыточность информации не приведет к значительному ухудшению читабельности и восприятия. Список в порядке уменьшения приоритета:

1 - все информационные слои с вагонной схемы (линии и станции метро, линии ЖД, река, аэроэкспрессы)
2 - названия районов города + ближайших городов-спутников
3 - основные магистрали (улицы)
4 - остановки (платформы) на ЖД
5 - парки
6 - линии НГПТ (наземного городского пассажирского транспорта) (связи станций разных линий + районов, необслуживаемых метрополитеном)
7 - достопримечательности
8 - линии НГПТ, составляющие опорную сеть городского транспорта (дополнительные к п. 6) - по примеру подготовленного эскиза.

Список маршрутов для отображения будет подготовлен тогда, когда станет понятно на каком "уровне" мы остановимся."

103. Эскиз - сектор на северо-западе Москвы - подготовлен Алексеем Черниковым и Александром Морозовым.

На северо-западе Москвы бурлит напряженная жизнь:



(В файле могут быть помарки, он тут лежит для создания примерного представления, а не для въедливого багопоиска. Ну и плюс чтобы обсудить принципы построения.)

Комментарии создателей:

"Отображены маршруты НГПТ, составляющие опорную сеть городского транспорта (интервалы менее 10 минут, связи между разными районами - не подвозка к ближайшему метро) - это около 20-30% от общего количества.

Возникли также и требования по небольшим подвижкам трасс линий метро на схеме, без которых информация о взаимодействии НГПТ и метро очень уж сильно искажается. Один из ярких примеров - Трубная и Цветной бульвар: Трубная находится на Бульварном кольце (с пересадкой на маршруты Бульварного кольца), Цветной Бульвар - наоборот, на Садовом (с пересадкой на троллейбус Б) - и по наземному транспорту это уже не единый узел, а две совершенно разные станции, между которыми на наземном транспорте - ДВЕ остановки (670 метров). Поэтому единый узел метро распадается на два "наземных" ТПУ, не связанных между собой (и наш вариант это показывает: отдельно - подземная пересадка, отдельно - два наземных пересадочных узла).

Чтобы были ясны пересадки относительно улиц: Садовое Кольцо обязательно сделать кругом, это возможно. Бульварное - частью круга (снизу - Москва-река). МКАД - скруглённый прямоугольник, а не ломаная. Основные прямые проспекты (Ленинградский, Ленинский, проспект Мира, Волоколамское и Ленинградское шоссе, ул. Народного Ополчения и т.п.) - тоже максимально прямыми на схеме. Чтобы было СХЕМАТИЧНО, ясно. Метро - это конечно наше всё, но не до такой степени, чтобы все остальные городские объекты гнулись непонятным образом только ради абсолютно прямых линий метро. Дороги (МКАД, Садовое, Бульварное) - показаны белыми линиями и подписаны. В окончательном варианте следовало бы, на наш взгляд, так же показать вышеупомянутые проспекты.

На нашей схеме есть разные варианты оформления одного и того же типа объектов. Например,  вводится знак наземной пересадки (по образцу Парижской схемы http://www.ratp.fr/informer/pdf/orienter/f_plan.php?fm=pdf&loc=reseaux&nompdf=metro) (белая площадка с серой каймой), форма - в разных вариантах разная (скруглённые углы, прямые, название станций и номера маршрутов входят внутрь площадки или не входят - это и определяет наличие удобной возможности пересесть).

Окончательное решение - конечно за Студией. Мы только показываем, что нужен такой объект «пересадка по земле». Так же знаком можно показать «пересадку» между Смоленскими станциями метро - сразу видно, что между ними нет пересадки в обычном метрополитеновском смысле, но есть пересадка на троллейбус с обоих станций - и можно ПО ЗЕМЛЕ пересесть между этими станциями (если приспичит).

Критерий выбора маршрутов (должны выполнятся оба условия):
а) маршрут должен быть частоходящим (две градации: 1. обязательно интервалы не более 10 минут весь день, 2. интервалы в пик не более 10 минут, а днём - не более 15).
б) машрут должен связывать РАЗНЫЕ значимые районы, линии скоростного транспорта. В центре значимые районы будут более мелкие, т.к. там много разным мест притяжения; на окраинах районы более крупные.

Не показываются маршруты типа автобуса 233, троллейбуса 58 - т.е. хоть и частые, но сугубо подвозящие от БЛИЖАЙШИХ к метро кварталов/дворов. Люди в этих кварталах и так знают, что «они живут на метро ХХХ».

Другое дело - связь не только с ближайшим метро, но и другими линиями. Пример - автобусы и трамваи из Строгина до Щукинской и Войковской. Также важно показать, как добираться до метро, если оно далеко от района (из таких районов часто возникают альтернативы). Примеры - автобусы из Бусинова, Коровина (можно проехать и к Речному вокзалу, и на Петровско-Разумовскую).

Важно показывать не только автобусы-троллейбусы Мосгортранса, но и других массовых перевозчиков: Мострансавто и ХимкиТроллейбус в Химки, Автолайн (крупные автобусы, а не маршрутки, у которых нет гарантии посадки) в Троицк и т.д.

Трамвай и автобус-экспресс идут по обособленной полосе, с минимальными интервалами, поэтому их линии толще, чем у обычных автобусов и троллейбусов.

Автобус и троллейбус даны разными цветами потому, что пока что у нас не сквозная система нумерации маршрутов. Пассажиры элементарно запутаются, т.к. по традиции автобус и троллейбус всегда показывались РАЗНЫМИ линиями. Кроме того, при наличии нескольких (небольшого количества! 2-4) цветов легче ориентироваться на схеме, чем в вариантах «весь наземный транспорт одним цветом» или «все маршруты разными цветами».

На будущее - трасса МК МЖД сразу забита в схему, чтобы потом не сильно переделывать. На окончательном варианте её пока что можно будет отключить. Аэроэкспресс идёт вдоль железной дороги, а не напрямик."

Мне принципы кажутся здравыми, но есть и не очень ясные моменты. Например, что и кольцевая метро, и Садовое одновременно должны быть кольцами. Или вот очевидно, что уже сейчас нужно выбрать один из двух подходов: умножение маршрутов или макаронный пучок.

Умножение маршрутов версус макаронный пучок

104. Умножением маршрутов я назову ситуацию, когда пять маршрутов идут по одной дороге, и на этом месте рисуется одна линия, общая для всех. У этого подхода в плюсах - использование одного цвета, и меньший визуальный шум, а в минусах - непонятность, для компенсации которой приходится вводить много обозначений. И все равно не всё на первый взгляд будет ясно. Вот, например, 21 маршрут:



Ну то есть человеку нужно понимать, чем знак конечной отличается от просто нумерации по маршруту, а на развилках (или просто с каким-то шагом) нужно дублировать номера.

105. Альтернативой умножению маршрутов служит макаронный пучок, в котором на каждый маршрут рисуется своя макаронина. Этот подход знают все, кто смотрел на схему в троллейбусе:



(фрагмент схемы линий троллейбусов Саратова, работа Антона Пикляева).

Или вот в Лондоне те же щи:



(фрагмент схемы лондонского метро).

Ну, короче, вот:



(гугл "спагетти пачка разноцветные" → "Как делают макароны на "Макфе"").

К чему приводят макароны, знают все - пространство набухает и становится толще. Но и плюсы есть. Короче, все надо проверить.

Еще нужно определить, насколько схематичной должна быть схема (если, например, убрать остановки, то выделенный изгиб не нужен, а если рисовать остановки - нужен):



106. Студийный программист Валера Яцко обещал посмотреть, удастся ли быстро сгенерить точную карту Москвы со всеми нужными маршрутами транспорта (надо распарсить открытые источники и собрать маршруты в одном месте), а то приходится за каждым троллейбусом-автобусом лазить в интернет отдельно, и дело идет медленно.

Егор погрузился в станционную схему и светится нежным внутренним светом. Мне кажется, что у него в голове происходит что-то вот такое:



(статья на Хабре про битву трех тысяч ста шестидесяти одного корабля в системе Asakai онлайн-игры EVE Online).

Но это все еще в будущем нам предстоит, а папку "метроблог тупаблик" надо доразобрать.

Антропометрическое и сосинфо

107. Это вот мы с Егором, например, два месяца назад смотрим на три конкурсных схемы на станции "Цветной бульвар". Снимает Наташа Москалева. Что характерно, мы там собрались, не сговариваясь. Как всегда, люди в кадре у Наташи получаются очень смешные.

Егор спрашивает у чувака с наушником, какая из схем ему кажется лучше. Чувак говорит, что схема РИА лучше всех, а к восьмиугольнику Москва привыкнет. Или что у Бирмана меньше точек пересадок, и лучше транслит на 1905. Я уже точно не помню - помню, что не наша, в общем. Внимательный читатель обратит внимание на то, с какими вежливыми интеллигентными еврейскими лицами мы встречаем этот ушат воды.



Я, собственно, хотел этой фоткой начать разговор про разницу в росте, а заодно поговорить о том, куда вешать на колонне-инфососе схему.

108. Для начала повторим фоточку инфососа и как схема висит там. Смотрите сверху вниз: иконки, логотип, схема приклеивается прямо на динамик и в районе юга, на серой ветке под динамик вырубаются дырки (получается такой странный кружок), ниже камера и микрофон, русскоязычные пояснения, как обратиться за помощью, нажимательные кнопки.



Вешать схему на дырку динамика не хотелось, а хотелось найти какой-нибудь нормальный вариант. И еще такой, чтобы всем подходил.

Рост у нас с Егором соотносится вот так:




На снимках - два варианта размещения схемы. Та, что у Егора на уровне лица, закрывает логотип и впритык не попадает на динамик. Та, что у меня на уровне подмышки - под динамиком, рядом с камерой и микрофоном - мельче, но зато ближе к лицу.

Высокий пассажир спрашивает у девушки, как ему проехать с Проспекта Ветеранов в Озерки:



Мы уже почти убедили друг друга, что надо вешать большую вверху, но тут пришел Тема, и сказал, что это хуйня и надо размещать так, чтобы низеньким было тоже удобно. Мельче, зато ближе, и не надо устраивать издевательство.

Потому что так обычным маглам окей, а людей-небоскребов - немного. И все равно им предстоит вон как корячиться, чтобы задать вопрос, потерпят.

На фотке два листа - схема и алфавитный указатель - схематично изображены на уровне, где все будет нормально видно, и обойдется без дырок.
Алфавитный указатель получится крупным, хорошо читаемым. Потом сделаем Красивый Коллаж с размерами, а пока пусть повисит так:



109. Стоит принять во внимание, что человек все равно подходит за справкой достаточно близко, так что все видно хорошо. А еще можно дополнительно размещать станционную схему на обороте инфососа. Там нет динамиков, сплошное пустое пространство. На снимке Макс Милко как бы показывает - вон сколько места:



А вообще эти инфососы со временем заменят на другие, с дисплеями.

Так, дальше идем. В папке еще 47 писем.

110. Прощай, пейджер

В метрополитене тем временем избавляются от второго номера на горячей линии:



Очевидно, так долго продолжаться не может.

111. Лирическое отступление: когда появится схема?

Егор на предложение закончить вакханалию говорит "пфф", я так понял, что ему там нужно пододвинуть что-то мелкое, в общем, готовность отдать файл у него - в пределах пары часов. Листы сверстаны, алфавитные указатели сверстаны.

Мы ждем еще пары небольших текстов, чтобы сверстать заглушки на вагонной схеме в тех случаях, когда вместо алфавитного указателя будет рекламный модуль (над модулем остается незаполненным полезное пространство; напишем в нем про нововведения в транспортной системе Москвы). Но это, в общем, не проблема.

Оказалось, что еще не все документы подписаны. Должна произойти судьбоносная встреча, на которой ожидается прояснение всех оставшихся юридических вопросов, и после этого, надеюсь, в вагонах случится схема. Подробностей я вам никаких не расскажу, мне тоже не особо много известно, просто ждем вместе, вот и все. Если бы можно было быстрее - сделали бы быстрее. Чуваки, это же Москва, тут все так делается.

Короче, пока что солдаты валяются на солнышке, привал, мимо летят облака. Мы раздумываем, не стоит ли сделать цифры в квадратиках пожирнее. Решим, что нужно - сделаем пожирнее. Не решим - уйдет так.

112. Квадратики

Имеются в виду квадраты, которые обозначают номера линий:



Так как у нас в верстке очень много разных форматов, и в каждом два больших алфавитных указателя, а квадратики у нас со скругленными краями, то их нельзя сделать легко и просто средствами программы-индизайн: все начнет жутко тормозить. Поэтому все значки от поезда и через самолет, электричку, аэропорт, вокзалы и пр. до номеров линий зашиты в шрифт и фактически являются буквами.

Вот шрифт. Красным обведены индексы станций, синим и зеленым - знак электрички и вокзала. Эти два знака на вид совпадают, зато имеют разный код:



Это нужно для того, чтобы применять на верстке не просто стили, а специальные греп-стили с регулярными выражениями: если на верстке вместо значка электрички поставить значок вокзала, то он автоматически с помощью греп-стилей красится в нужный цвет. Обычно все наоборот - цвета нужно проставлять каждому знаку, а тут знаки помнят свою окраску.

Естественно, есть и обратная сторона медали - чтобы поменять внутренность буквы, надо идти к шрифтовику Ксюше Ерулевич, она поправит, что нужно, и сгенерит новую версию "Директа-метро". И та-дам!

113. Рубрика "Еще одна красивая женщина из Студии Лебедева, работающая над этой вашей схемой"

Ксения, ваш выход:



Ксюшиного имени не увидишь в подписи на схеме, как и имени создателя Директа Веры Евстафьевой, и других шрифтовиков, добавлявших к шрифту новые символы и начертания. Написано: "Гарнитура: Директ", и все. Шрифтовики - спокойные люди, ходят каждый день на работу и там рисуют, рисуют, рисуют буквы. Сотни, тысячи символов. Я бы так не смог, правда, это нужно иметь какой-то совершенно особый темперамент.

Объясняю, как дилетант для дилетантов, в чем заключается работа шрифтового дизайнера: надо нарисовать все буквы так, чтобы любая буква в любом месте слова рядом с любыми соседями не мешала чтению.

Все буквы имеют свой капризный характер, присмотритесь: например, Ж. Или Л. Или Г. А вот еще: А, Ф, Ц. Текстовый строй при этом должен получаться ровным: Агупюпл, Фжитомир, цлапель. Листы, на которых шрифтовик печатает слова для проверки буквосочетаний, напоминают реферат по алхимии.

В логотипе все легче: вот именно эти буквы, и никто не будет их менять местами, мни и режь их, как хочешь, чтобы они только друг с другом и смотрелись хорошо. А шрифтовик - это типа как дирижер в гигантском оркестре, йоу. Командир сотен червячков и загогулин.

Товарищ командир, вам удачи, мы идем дальше.

Схема одной линии

114. Было вот так:



Потом переписка перешла в невербальную плоскость. Вот тут, например, на картинках оппоненты без единого слова, используя лишь одно слово, обсуждают и отвергают варианты тридэ-колец-пересадок, написания англ. названий справа от русских, варианты дырок под диоды в виде звезд, слов, крестов и пр., исследуют необходимость доминирования кольцевой линии над остальной веткой:



Потом стало полегче, когда поняли, где засада. Если соблюдать правило "сохраняем длины перегонов", то текстовый строй выглядит очень неряшливо. Тогда давайте введем правило "Расстояния между перегонами делаем отдельно равными внутри кольца, отдельно равными справа от кольца и отдельно равными - слева".

Ну и плюс надо решить, как будут стоять названия, какая будет река, какой контрастности будет чересполосица, какой будет кегль (лучше меньше, но аккуратнее - он все равно остается пристойным), что с кружками, пересадками, кольцевой и пр. и пр.

А с серой вообще же вышел нюансик.

115. Есть диодные табло вот такие:



А есть еще покороче, я рассказывал, но не показывал:



И вот в это табло, короткое, надо вставить серую ветку, самую длинную. Ха-ха-ха.

Итого, вот чем сердце успокоилось пока.



Дальше мы сидим и ждем настоящего светодиодного табла, которое нам выдадут из недр метро после того, как подпишут все недоподписанные документы.

Тем временем я сбил специальный содержогл (содержание + оглавление) про изготовление схемы.

Содержогл
Лежит тут. Если надо быренько посмотреть, где писалось про цвета, или там про то, как писать Красные Ворота, то проще найти там, чем продираться через многостраничный опус.

Теперь нам предстоит

Битцевский Кросс-Платформенный Пол-Шосс

В основном это выдержки из лингво-переписки, но уже не в этом посте, а в следующем, потому что тема серьезная, и надо про нее отдельно написать. С переводом кросс-платформенных станций мы подошли к двум вариантам: Unconventional transfer и Fucked up transfer, и вообще это было весело. Еще пробовали почитать акуты в "Ноябрьском поле" и "Понедельниковом шоссе". Короче, про все это, и еще про "багра-чи-оновскую" постараюсь рассказать попозже, если внезапная смерть, лень или выключение электричества не разъединят нас.

Orehovo. В смысле - ооуо.

Продолжение - тут.

метро, Александр Морозов, Ксюша Ерулевич, схема метро - 2013, Егор Жгун, Алексей Черников, Валера Яцко

Previous post Next post
Up