19 августа 2012 года
На исходе лета по пути в Иваново заехал в Александров. Чтобы вас не утомлять бесконечными фотографиями, в этом первом посте будет город,
в следующем - Александровская Слобода. Погода была хорошая. Ехал на ЭД4М-0230 в 11:14 с Ярославского. Это один из самых долгих рейсов - 112 км он проходит за 2:22 (средняя - 47 км/час), обычно не-экспрессные электрички идут до Александрова 2:00-2:15. Дачников уже почти не было, торгаши не особенно доставали, и в целом ехать было приятно. За спиной всю дорогу до Сер-Посада мальчик соблазнял девочку классическими задачами на сообразительность типа "После пожара нашли в лесу тело водолаза. Откуда он там взялся?" Девочка картинно удивлялась, говорила "О!", вспыхивала ресницами и всячески пыталась представить свой интерес к задачам при его отсутствии. В Посаде они так же классически сошли с большинством других пассажиров и направились к Лавре. Крайнюю часть пути я проделал в компании характерных обитателей 101-го километра, каковым долгое время являлся Александров.
На александровском вокзале после некоторой очереди в пригородное окошко взял билет на 16:38 на супер-пригород до Иванова, куда изначально направлялся. Билет почему-то получился из двух частей: первый - до Бельково за 47.10 (хотя Я.Р упорно показывают этот участок как 31.40) и Бельково - Иваново за 216.00. В лучших традициях провинциальных касс кассир долго что-то считала (большинство здесь берет билеты в Москву) и в результате ошиблась в сдаче на 20 руб. в свою пользу. Пришлось возвращаться и разбираться.
1. Привокзальная площадь Александрова с недавних пор украшена церковью Серафима Саровского, симпатичным зданием в псевдорусском стиле. Возведенная в 1904 году, позже она была почти уничтожена, и восстановлена лишь в последние годы.
С самого начала понимая, что 3 часа для Александрова с учетом Слободы мало, я ограничился обедом и самым коротким маршрутом вниз по городу к Слободе: по ул. Ленина и Советской.
2. Нечто в самом начале улицы Ленина, про что я подумал, как про бывшую аптеку или магазин, но позже не нашел ни в одном реестре. Фото тем не менее решил оставить - из-за попытки инбридинга инь-янь и всевидящего ока на фронтоне. Чего только не встретишь...
Город в своей центральной оси запад-восток выглядит уныловато и, как верно заметила
kirych78, как будто застрял в 90-х. Внятно поесть, похоже, можно только в детском кафе "Элис" на углу Ленина и Красного пер. (неожиданно большой ассортимент для такого места, даже блины есть) и в пиццерии на втором этаже торгового центра чуть дальше по левой стороне Ленина. После ТЦ начинается старый центр.
3. Здание слева (Ленина, 51) в реестрах неожиданно фигурирует как Дворянское собрание или дом Зубовых (1860-е гг.). По-моему, верхний деревянный этаж говорит о невзыскательности местных дворян.
4. Жилой до сер. XIX в. (Ленина, 69).
Улица Ленина упирается в Советскую пл., от которой можно совершить короткий экскурс направо, к городскому собору.
5. Местное средоточие культуры - кинотеатр "Сатурн" напротив собора.
6. Христорождественский собор (Советский пер., 11). С ним датировка несколько мутная. Первая дата согласно реестру - 1696 год. Очевидно, от того здания здесь ничего не осталось. Вторая - 1849 - ближе к истине, но и от того здания здесь только нижняя часть (по сути - расширенная трапезная с приделами). Собственно храм, световой барабан и глава восстановлены в самые последние годы. И кажется мне, что не очень они похожи на середину XIX века. Внутри, как можно было ожидать, - все новое.
7. Памятник борцам революции 1905-07 гг. (1987), Советский пер., между собором и городским ПКиО, который в этой части превращен в заросший туалет и бомжатник.
Возвращаемся на Советскую, и по ней прямо на восток уже до самой Слободы.
8. Казначейство (Советская ул. 2). Выглядит побогаче Дворянского собрания.
9. Советская ул., 12. Обратите внимание на арку в нижней части первого этажа: то ли проезд был, то ли лабаз.
10. Усадьба Первушина-Жихарева (Советская ул., 16). Главный дом (1873) с воротами.
11. Усадьба Первушина-Жихарева (Советская ул., 16). Главный дом. Интересна ассиметричная пристройка слева. В бытность дома усадьбой это была открытая терраса. В 1950-е ее зачем-то обшили деревом на высоту двух этажей. Внутри дома располагается Художественный музей.
12. Запруда на реке Серой.
13. Серая ниже моста. Мост, главное инженерное сооружение города, не заслуживает ни одного хорошего слова. По боковым тротуарам страшно пройти - края обваливаются. Проезжая часть - в дырах.
14. Традиционная забава.
За мостом на пригорке начинаются стены Александровской Слободы (о ней в следующий раз). По хорошему, на нее надо хотя бы часа два, а то и больше: почти в каждом здании комплекса - какой-нибудь музей. Но я был ограничен во времени, обошел всю территорию за час, вышел из ворот, чуть левее нашел остановку и поехал на автобусе обратно на вокзал (точно помню, что от вокзала до Слободы идет 6).
15. Внутригородской транспорт, как и основа пригородного, представлен ПАЗами разнообразных ИП. Расстояния в городе небольшие, маршруты короткие, народу в воскресенье было немного. Характерная особенность работы ИП - резинить на маршруте, то есть вставать на остановке и ждать пассажиров. Народ, похоже, давно привык, что в результате скорость автобуса лишь немногим превышает скорость пешехода. Проезд по городу - 12 руб., и даже официальные билеты выдаются, только билет за 10 - от ИП Егоров, а два билета по рублю - от ИП Романов. В одном и том же автобусе.
В сообщении Александров - Иваново (2 сидячки + 2 плацкарта) с незапамятных времен используются половинки 2ТЭ10Ут (в данном случае был -0092), грузовые тепловозы депо Иваново мощностью 2200 кВт - как минимум, в 3 раза больше требуемой, при огромной сцепной массе. Фактически, тепловоз везет сам себя, создавая астрономические издержки, которые СЖД нровит переложить на областные администрации постоянно грозя отменить и то немногое, что сейчас еще ездит.
16. Сидячка в местном сообщении теперь выглядит так (когда-то я застал еще времена с круглыми колпаками на лампах накаливания, теперь же используют плафоны с палками дневного света).
Сидячка очень удобна, в отличие от плацкарта: места для ног больше чем в самолетах (не говоря уж об автобусах), кресло можно разложить если не горизонтально, то во всяком случае очень комфортно, даже спать можно. Можно поесть на откидном столике (правда, как в таких местах водится, часть из них не работала). Окна открываются вручную, можно создать легкий сквозняк. По вагонам независимо друг от друга курсировали кондукторша с электронным терминалом и высокая накачанная девушка в униформе - охранник, сопровождающий поезд.
Неторопливая однопутка в Иваново проходит в основном густыми лесами. На остановках наш короткий поезд долго и страшно скрипел тормозами, останавливался, стоял минуты 2-3, даже если никого не было ни на вход, ни на выход, и удивительно плавно для электропередачи трогался. Редкие полустанки представляют собой, естественно, низкие узкие платформы, даже скорее бетонные плиты, уложенные прямо на землю и покрытые растрескавшимся асфальтом. Обычно эти платформы привязаны к переездам, обычно грунтовым. Правда, такого, как на линии Шилово - Касимов, где поезд встречают с лошадьми и подводами, здесь нет. Хотя не заметил, чтобы в этой лесной глуши кого-нибудь встречали, только в городах - по пути поезд проходит Карабаново, Юрьев-Польский, Гаврилов Посад и Тейково. Сменяемость огромная - на каждой крупной станции обновлялось минимум пол-вагона, а ближе к Иванову народ начал набиваться даже стоя. В основном люди ехали в город на работу.
17. Деревянное вокзальное здание ст. Бавлены (согласно Wiki - ударение на второй слог, тогда как местные ударяют на первый). Пожалуй, единственное на всем пути, привлекшее мое внимание.
18. Ровно по расписанию в 21:10, или даже чуть раньше, поезд прибыл в Иваново на 3 путь (справа). На втором пути в это же время готовится к отправлению Кинешма - Москва (слева). Ни подземного, ни надземного перехода здесь нет, поэтому ежедневно здесь происходит аттракцион с перелезанием на вокзал через чужой поезд.
До моего поезда было еще полтора часа, и я в поисках еды вышел в темный безлюдный город. На привокзальной площади ржавеют остатки трамвайных рельсов, здесь же невдалеке уже перегороженных каким-то частным забором. Троллейбусы, однако, работают сравнительно стабильно даже в это вечернее время. плана города у меня не был, и я просто решил пойти направо. Невдалеке от вокзала до 22 работает универсам. От следующего перекрестка уже виден Макдональдс - как раз то, что надо в такой ситуации. Обратная дорога ничем не была примечательна.
19. Бонус: Moscow never sleeps. "Комсомольская"-кольцевая, 5:45 утра. Недавно обсуждал на форуме МТА необходимость ночного общественного транспорта в Москве - так вот она, необходимость в деталях.