В числе участников бесед с авторами прочитанной недавно «Революции Гайдара» оказался и госсекретарь администрации Буша-старшего Джеймс Бейкер. Который в разговоре с Авеном говорит: «К тому времени мы отменили запрет на выезд на расстояние более 25 миль от Нью-Йорка, и я пригласил Шеварднадзе к себе».
Что ж это за запрет такой, по которому советским гражданам нельзя было выезжать дальше 25 миль от Нью-Йорка? Оказалось, запрет был введен администрацией президента Эйзенхауэра в 1955 году. Это был зеркальный ответ советским властям, которые очень неслабо ограничивали перемещение иностранцев по территории страны. Разумеется, из соображений секретности и укрепления обороноспособности страны.
Американцы, в свою очередь, тоже навыделяли по всей стране кучу зон (на карте выделены зеленым), в которые советским гражданам въезжать было запрещено.
Запрет действовал до 1962 года, пока Кеннеди в рамках открытости Америки не поотменял все эти зоны. Почему же тогда Бейкер говорит о том, что у Шеварднадзе появилась возможность съездить к нему домой? Потому что для журналистов и участников правительственных советских организаций этот запрет действовал до окончания Холодной войны.