Мистер и миссис Смит. Что за метафорой «боевика»?

Aug 27, 2015 00:01


Недавно посмотрела фильм «Мистер и миссис Смит», расширенную версию.
На мой взгляд, в метафоре боевика прекрасно показан процесс терапии пары и их взаимодействия с людьми.
Начинается фильм с того, что Джон и Джейн, которые вместе «пять или шесть лет», сидят в кабинете у психотерапевта. Тут примечательно, как они сидят, как себя ведут, но сейчас не об этом.
В какой-то момент терапевт задает вопрос «как вы познакомились».
И тут начинается боевик.



1. Полиция допрашивает тех, кто «путешествует один». Знакомо, не правда ли? «Когда ты женишься/выйдешь замуж? Почему ты ни с кем не встречаешься? Тебе уже 30, а ты один, ты что, гей? Может, тебя познакомить с кем-нибудь?» Общественность часто «допрашивает» тех, кто почему-то не состоит в паре.
2. Также в этой ситуации они были нужны друг другу, чтобы выжить. В жизни часто бывает, что люди объединятся в пару, потому что не могут по одиночке, им не хватает зрелости и собственной целостности. И тогда это союз не столько по любви, сколько из необходимости. Не бытовой, а эмоциональной, психологической. Чтобы выжить.
3. Парадокс общества - сначала они донимают вопросами «почему ты один», но когда человек находит себе пару и счастлив, начинают донимать советами, что делать и что не делать, сами при этом не являя образцы партнерских отношений. Друзья начинают ревновать и завидовать, отговаривать Джона и Джейн от женитьбы. Где-то в фильме звучит фраза «не женись на враге». В совокупности с речами «друга» Джона о том, что женщины мерзкие твари (женщины - враги), эта фраза транслируется в то, что «в принципе не женись».
4. При знакомстве Джон и Джейн скрывают свои теневые стороны (работа наемными убийцами - всего лишь метафора теневых сторон). Так же и в жизни человек обычно желает предстать перед партнером в лучшем свете, только белым и пушистым. Хотя теневые проявления все равно сквозят и просвечивают - в диалоге «У меня три убийства на этой неделе. А у меня четыре». И в общем-то люди часто притягиваются друг к другу на основе сходства или дополнения психических травм, теневых качеств, чувствуя их даже скрытыми.
5. Так, вынужденные скрывать часть себя, Джон и Джейн не могут войти в настоящую близость и постепенно отдаляются друг от друга. При это сами как будто не замечают дистанцию между ними. Джон просит передать соль, понимая, что до соли ему не дотянуться, но не придает значения тому, что расстояние между ним и Джейн еще больше.
6. У каждого из супругов накапливается много претензий и агрессии по отношению друг к другу. Но они не умеют прямо и открыты вести диалог. Джон убегает от разговора, а Джейн не особо-то и старается (просто не может, не умеет). Они не могут прямо обсудить даже вопрос посещения психотерапевта, говорят намеками, скрытыми смыслами. Агрессию выражают косвенно (конкуренция за выезд из гаража), скрыто (Джейн готовит с ненавистью) или смещенно - сливая ее в другую активность (Джон бьет тарелку, не носит кольцо, возвращается домой с красным пятном на воротнике, ходит в бар выпивать и играть в покер, постоянно солит еду, как если бы жизнь была пресной, у Джейн на стороне отношения с жестким сексом).
7. Итак, через «пять или шесть лет» совместной жизни пара приходит к психотерапевту с таким багажом: отношения у них начались отчасти под давлением, близости у них не сложилось, т. к. каждый скрывал свои «нелицеприятные» качества, разговаривать, вести диалог они не умеют, у каждого накопилось много гнева на партнера, который они не умеют выражать, между ними огромный конфликт, но - скрытый, оба делают вид, что все хорошо, совместного секса у них нет и каждый имеет интрижку на стороне, о которой второй партнер догадывается, страдает и делает вид, что не замечает. Что происходит после начала терапии?
8. На них вдруг ополчились их же компании и решили их уничтожить. В жизни - когда человек ходит на терапию, он начинает меняться, перестает быть удобным для окружающих, окружение нервничает и действительно может пытаться от него избавиться, т. к. становится больно находиться рядом с человеком, который в большей степени в контакте с собой.
9. С одной стороны, социум провоцирует их на конфликт между собой, доводя их внутреннее напряжение до предела - до готовности убить друг друга. С другой стороны, любой конфликт это возможность встречи. И ребятам в данном случае действительно удалось в результате этого конфликта встретиться лицом к лицу, без масок. Потому что каждый из них уже до какой-то степени наладил контакт с самим собой - на задании «Танк» в домике Джейн висит кукла, т. е. она уже в контакте со своим внутренним ребенком, даже когда она на работе, а Джон приезжает словно на игрушечной машинке - он тоже явно в контакте со своей детской частью.
10. Итак, провокация на конфликт. Каждый стал догадываться о теневых качествах партнера. И каждый хочет поговорить об этом (Джейн устраивает ужин). Но - им обоим страшно. Страшно говорить напрямую. Оба пытаются сбежать. В тот момент, когда Джон будто роняет бутылку вина, а Джейн ее подхватывает - происходит краткий миг контакта, близости, встречи без масок. Но Джейн отпускает бутылку и они оба снова избегают контакта и истинной встречи. Потом происходит недоразумение - случайный выстрел Джона Джейн воспринимает как его намерение убить ее. Как часто бывает в жизни, что слова партнера человек интерпретирует как намеренное оскорбление?
11. Теперь уже окружение вполне открыто настраивает их друг против друга. Подружки Джейн в буквальном смысле влезают в спальню и перебирают косточки. Более того, одна из дам проявляет недозволенную инициативу в уничтожении пары - она сама без команды Джейн нажимает на кнопку запуска взрыва, когда Джон в лифте. Друг Джона тоже в долгу не остается. Очень классическая ситуация в жизни, когда пара ссорится.
Однако, когда Джейн теряет Джона, в ней пробуждаются чувства, она плачет. В железной и непоколебимой женщине наконец-то проявляется жизнь.
12. Дальше Джон и Джейн таки оказываются наедине. Классическая перебранка. Оба пытаются убить друга друга (словами), как это часто делают супруги. Конфликт пока еще скрытый. Но в какой-то момент они все-таки встречаются друг с другом лицом к лицу. Происходит настоящая встреча, настоящий контакт, без масок. Красиво показано, как во время неявного конфликта у них происходит что-то похожее на секс, во время которого они пытаются убить друг друга, но после реальной встречи друг с другом у них происходит реальный секс, живой, наполненный чувствами. Они раскрывают друг перед другом свои теневые стороны и их отношения обретают близость. И они начинают ценить и уважать друг в друге те теневые качества, которые раньше были скрыты. Они научились вскрывать конфликт, вести прямой и открытый диалог, прямо говорить о своих чувствах, научились открыто выражать агрессию. Хотя и через боль, они сломали привычные закостенелые паттерны поведения и оживили свои отношения (дом из мертвого музея через погром обрел жизнь). Однако говорить друг другу правду им все еще не легко, они находятся на грани жизни и смерти в это время.
13. Как на их вновь обретенное счастье реагирует общественность? Окружение еще более яростно пытается уничтожить пару. Несколько раз повторяются слова «по одиночке у вас больше шансов выжить». Какая ирония - сначала в этом окружении больше шансов выжить было, если объединиться в пару. Но ребята уже не поддаются на провокации. Взаимодействуя с окружением, они научаются сотрудничать друг с другом, и это одна из их важных побед.
14. В одной из финальных сцен пара снова в кабине у психотерапевта. И здесь можно наблюдать разницу в их позах, движениях, словах, интонациях во время первого и последнего посещения терапевта. Насколько напряженными, замершими, неживыми, искусственными, масочными они были тогда, и насколько живые, открытые, настоящие, эмоциональные они сейчас. В общем, хэппи энд. Ах, да, в конце они сменили еще и окружение. И завели ребенка.

Подведем итог. Пара сформировалась, чтобы выжить, потому что «так надо», под воздействием общественности. Взаимодействие в паре было из масок, а не из глубины. Супруги не умели вести открытый и конструктивный диалог, говорить о своих чувствах, выражать агрессию. В итоге отдалились друг от друга, «пустились во все тяжкие», увеличив количество тайн и еще больше отдалившись. Хотя внешне у них было все хорошо, внутри они были готовы убить друг друга.

Преодолев сопротивление, они все же прошли курс психотерапии. В результате каждый из них наладил контакт с собой, они научились разговаривать, сообщать о своих потребностях, говорить о своих чувствах, научились слушать друг друга, научились быть открытыми, обрели близость и глубокий контакт, их отношения стали живыми, наполненными эмоциями, основанными на честности и принятии, они научились сотрудничать друг с другом.
Их окружение при этом всегда было недовольно - сначала тем, что они «путешествуют по одиночке», потом тем, что они собираются жениться, потом тем, что они пошли на терапию и стали меняться, потом тем, что они стали счастливы. Но в результате терапии ребята смогли сменить и окружение.

счастье, отношения, фильмы, кино, психотерапия, психология, psy, люди, МЖ, любовь

Previous post Next post
Up