Заголовок, конечно, кликбейтный. Читать ЛФТ легко и приятно. И разбирать на цитаты-эпиграфы тоже легко. Но чтоб прочесть с реальной пользой не будучи философом - ну, вот предлагаю способ. Можно было б сказать «ключик» или даже «лайфхак», но это понтово и по-пенсионерски. Так что именно фокус. А польза от восприятия этой книги бывает самая реальная, практическая.
Итак. Первое затруднение при чтении возникает от п.1.1. «Мир есть совокупность фактов, а не вещей». Теоретически, можно затрудниться и раньше, на этапе предисловия после фразы «Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается на неправильном понимании логики нашего языка». Но это будет не понятийное, а смысловое затруднение.
По п.1.1 же нам поможет другая книжка, модная лет десять назад. Я про «Чёрного лебедя» Нассима Талеба. Помните, он пишет про монетку, выпавшую решкой 99 раз подряд? «Я скорее усомнюсь в идеальной форме монеты, чем поверю в то, что «честная». Совершенно верно. Нам и не надо 99 раз бросать монетку. Достаточно четырёх. Вероятность того, что решка выпадет четыре раза подряд составляет 1/16. Это немного, но и не мало. Например, вероятность выпадения «пять-шесть» в ресторане «Шеш-Беш» составляет 11/100. При этом в любой книге по терверу написано, что при следующем броске вероятность выпадения решки никак не зависит от предыдущих бросков и окажется равной ½.
Так вот: монетка, упавшая решкой - это вещь. А монетка, упавшая решкой после того, как четыре предыдущих раза выпала тоже решка - это факт. То есть, атомарный факт в данном случае включает все пять бросков! То есть, вероятность выпадения решки при следующем броске составляет не ½, а 1/32. Это примерно как победа нашей сборной на ЧМ по футболу. И мир есть совокупность именно таких фактов, а не вещей. Если это принять, дальше будет всё просто.
Ну, почти просто. Ибо совсем скоро воспоследует п. 1. 21. «Любой факт может иметь- место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым». Как так? А если в зависимости от исхода пятого бросания вы проиграете или выиграете дом?
Тут собственно и нужна упомянутая фраза из предисловия. Логика языка обуславливает состоявшуюся договорённость и в этом смысле произвольна. Факт выпадения решки атомарен и независим, а вот договорённость - продукт человеческой деятельности, результат применения логики языка. И как сказано дальше: «6.13. Логика не теория, а отражение мира. Логика трансцендентальна». Логика трансцендентальна, а её применение к человеческой жизни - произвольно. Отсюда и косяки.
Теперь действительно всё просто. Вторая и третья главы посвящены проблеме образа. В нашем случае образом будет диаграмма бросания монетки. Четвёртая глава - о логике. Главную цитату мы привели выше.
Пятая глава самая дискуссионная, конечно. Собственно, в книге «Философские исследования», вышедшей через 30 лет после «Трактата» Витгенштейн с нею и спорил. Правота или неправота этой главы и той книги - дело будущего. Может, КВАнтовых компьютеров. Например: п. 315 «Разве может понять слово «боль» тот, кто никогда не испытывал боли»? - это, конечно же, проблема существования или несуществования КВАлиа. И ответить тут способен только искусственный интеллект. Ну, может, доживём.
Шестая глава - выводы. Они с необходимостью следуют из предыдущего. У Витгенштейна иначе быть не может. «Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности. Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого (So - Sein). Ибо все происходящее и Такое - случайно. То, что делает это не случайным, не может находиться в мире, ибо в противном случае оно снова было бы случайным. Оно должно находиться вне мира». И 6. 421. «Ясно, что этика не может быть высказана. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика едины.)». Это витало. Вскоре Гёдель докажет свою теорему о недоказуемости:) (так-то о неполноте, но «доказал теорему о недоказуемости» звучит прикольнее), а Витгенштейн будет спорить с ним всю оставшуюся жизнь, хотя, как видим, сам говорил о подобном.
Но это уже другая история. Мы только о чтении с помощью монетки. Заметим: метод не универсален. Те же «Философские исследования» через монетку не прочтёшь. Их вообще сложно прочесть. А ЛФТ - легко. И повторим: крайне полезно для реальной жизни!
#жилабылаосень