Уже лет семь как в моду вернулся вопрос Адорно о стихах после Освенцима. Конечно, тут есть масса встречных аргументов, начиная с неверного цитирования этого самого вопроса. Кроме того, Адорно имел совершенно внятную, догматическую позицию, был леваком и вопрос его дискуссий не подразумевал. Ну, и главное: Адорно был сильно не первым.
Сразу после войны в «Партизан Ревю» (кстати, этот великий журнал пережил все эпохи, а скончался только в наступившей тотальной толерантности) из интервью в интервью спрашивали: ««Ты думаешь о холокосте? Он служит постоянным ключевым пунктом твоей каждодневной мысли? Или ты отворачиваешься от него ради созидания новой культуры»?
То есть, уже альтернатива: «если ты отворачиваешься, тебе куда легче говорить о сложении новой идентичности». Барнет Ньюман, к примеру, писал: «Что нам делать после ужасов войны? Что нам писать? Мы должны начать с чистого листа». И придумал абстрактный экспрес/сионизм. Молодец.
Но совсем молодец - Карел Аппел. Вот его картина «Крик свободы». Как раз 1948 г.
По-моему, всё очень внятно. Хотя про картину эту написано много разного, читать тож интересно.
Аппел прожил долго, сделал много. Под финал, уже в нашем веке, к примеру - такую жабу с зонтиком в городе Гааге.
Я очень люблю Карла Аппела, вот!
#всемвесна