May 03, 2012 10:06
"....Анализ ситуации показал, что наиболее опасными с радиоэкологической точки зрения являются Каширское, Симферопольское и Киевское шоссе. Именно по ним большая часть автомобилей из Житомира Киева, Чернигова с домочадцами и нехитрым скарбом устремилась в бегство от жестких лучей.
Неконтролируемый поток машин, несущих на колесах и кузове радиоактивную пыль с вещами и продуктами, частично загрязненными радионуклидами, мог серьезно осложнить и без того не идеальную экологическую ситуацию в столице. Опасность представлял и транзит автотранспорта через Москву и МКАД - радиоактивная грязь «растащилась» бы по городам и дорогам России.
Для «обороны» Москвы было создано три условных кольца из постов радиационного контроля (ПРК): по три на каждом из двенадцати примыкающих к столице шоссе на 100-м. 50-м километрах и пересечении с Московской кольцевой автодорогой. В кратчайший срок пришлось разработать рабочий проект Станции Обезвреживания Транспорта (СОТ). Три таких СОТ экстренно оборудовали в «горячих» точках трасс - 23-м километре Симферопольского шоссе, 33-м Киевского и 53-м Каширского.
Для обслуживания СОТов были приданы специалисты из ГО Москвы, рота химзащиты и ГАИшники, помогавшие «тормозить» поток машин для дозпроверки. Загрязненный транспорт заворачивали на площадку, где его ждала обработка с помощью моечных и армейских АРСов, «заряженных» специальными дезактивирующими растворами».
В результате, сейчас можно сказать, что в столицу нашей Родины практически не проникло ни одной загрязненной радионуклидами машины».
Посты РК и СОТы работали весь летний сезон. «Пик» активности, естественно, пришелся на середину мая, когда дозиметристам приходилось задерживать и заворачивать «на помывку» в день по сотне машин, загрязненных радионуклидами.
Большинство таких машин было с украинскими номерами. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения отдельных автомобилей доходила до 10 рентген в час. Кстати, три из них (два «жигуленка» и новый «Москвич») «отмыть» до необходимого уровня не удалось, несмотря на все усилия дезактиваторщиков и слезы владельцев. Машины были конфискованы, перегнаны в Загорское отделение «Радона» и захоронены в специальных гидроизолированных хранилищах....".