«Давайте ещё конку вернём!». Разбираем популярные мифы о троллейбусе!

Nov 20, 2024 08:15



Так, ну вы меня достали окончательно своей конкой. Стоит только про троллейбус что-то написать, так сразу находятся остроумные товарищи с этим бронебойным аргументом. И можно бы было это списать на троллинг, но вижу, что реально находятся люди, считающие эту аналогию актуальной и не понимающие преимуществ троллейбусов и важности их сохранения. Поэтому, пост с разбором самых распространённых заблуждений о троллейбусе! Поехали!




1. Итак, почему троллейбус - не «конка»?
Напомню, что конка - это трамвай на конной тяге. Ему на замену пришёл электрический трамвай, который был намного мощнее, динамичнее и быстрее.

Троллейбусу на смену, якобы, приходит электробус. Опустим в данном месте то, что в большинстве случаев это не так. Но электробус, это - точно такой же электрический автобус, получающий электроэнергию несколько иным способом, чем троллейбус. Он ни разу не мощнее, не динамичнее, не быстрее троллейбуса. Просто он немного другой. Получается, уже на этом месте вся аналогия ломается.

2. Троллейбусы ваши старые и ржавые, а электробусы новые и современные.
Разумеется, если вы будете сравнивать что-то старое с чем-то новым, то старое будет скорее всего проигрывать. В случае Москве произошла прямая подмена понятий: троллейбусы 90-х и 2000-х годов выпуска противопоставляли автобусам и электробусам 10-х годов выпуска. Для адекватного сравнения надо брать образцы одинакового возраста. Если вы возьмёте современные образцы троллейбуса, с интересом обнаружите, что они ничуть не уступают по скорости и комфорту ни автобусам, ни электробусам.




3. Троллейбусы не могут объехать препятствие, и вся линия встаёт если произошло ДТП или кто-то припарковался под проводами.
Да, раньше, когда у них не было автономного хода, действительно была такая проблема. Однако сейчас у всех выпускающихся машин есть хотя бы минимальный автономный ход, позволяющий проехать несколько сот метро, а то и пару км. Этого вполне достаточно, чтобы объехать проблемный участок. А значительная часть выпускаемых сегодня троллейбусов имеет и увеличенный автономный ход, т.е. может проехать ещё больше.


Ой, что же это произошло? Электробусы встали гуськом из-за ДТП с фурой. Оказывается, они тоже так могут.

4. Троллейбусы тормозные ужасные, на каждом повороте и на стрелках еле плетутся.

Здесь проблема в устаревшей контактной сети. Старые спец-части вынуждали проходить их на небольшой скорости, чтобы не было схода штанг. Но это - устаревшая технология середины прошлого века. Современные стрелки и кривые позволяют вообще не снижать скорость. Более того, перед самым закрытием системы в Москве, их стали активно вешать, и последний год троллейбусы ездили очень быстро.

5. А, да, эти ваши провода идиотские, только город уродуют! Как хорошо без них, чистое небо, исторические здания видно!

Тут можно ответить несколькими тезисами:
1) с проводами или без - это чистая вкусовщина. Кому-то нравится, чтобы их не было, кому-то, наоборот, кажется, что они придают городу колорита и цивилизованности. Т.е. с проводами видно, что тут троллейбусы ходят, значит - не совсем село какое-то, а большой город.
2) в защиту вторых: в конце концов, троллейбусная контактная сеть - это же тоже, в некоторой степени, часть городского ландшафта, историческая часть. Как фонари, как светофоры..

3) соглашусь, что местами конташка может выглядеть ужасно. Но кто сказал, что её нельзя повесить аккуратно и красиво? Есть куча мест, где она повешена была так, что вообще никак эти два тонких провода не было видно. Ну а с другой стороны, мачты и кронштейны могут быть вполне себе выполнены эстетически с архитектурной точки зрения. Напомню, как выглядят троллейбусные провода в Рыбинске или Севастополе. Вам такое тоже не нравится?


4) ну, в конце концов, ладно. Допустим, вы меня убедили, что вы не хотите никаких проводов центре, даже таких красивых как в Рыбинске. Что, надо теперь убирать троллейбусы? Ничуть нет! Современные модели с увеличенным автономным ходом вполне могут проезжать по 10-20 км без проводов. Можете снять провода в центре, и по нему троллейбусы будут проезжать на автономке, а за его пределами - заряжаться.

6. Троллейбус ваш не продлишь в другой район, не изменишь оперативно трассу, он привязан жёстко к проводам.
До недавнего времени так и было. Но сегодня большинство выпускаемых троллейбусов имеют увеличенный автономный ход. Кстати, такие троллейбусы тоже считаются «электробусами» - электробусами с динамической зарядкой. Как было указано в предыдущем пункте, такие машины могут проходить до 20 км без контактной сети, что они и делают. Уже в более чем в десятке городов России и не только есть маршруты троллейбусов, курсирующих туда, где никогда не было никаких проводов. В одном Санкт-Петербурге уже около 15 таких маршрутов.


Саратов



Санкт-Петербург



Чебоксары

Повторимся, что и троллейбус, и электробус, в целом - одно и то же: автобус, движущийся от электрической энергии. Разница лишь в способе получения этой энергии: либо во время движения, либо между рейсами на конечных, либо ночью в парке. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Да, конечно, зарядка в парке или на конечных позволит не держать километры проводов вдоль улиц. С другой стороны, эти провода позволяют не тратить драгоценное время на эту зарядку, не катать тяжёлую батарею целый день по всему городу. А иногда это важно. Например, когда у вас длинный маршрут с большим выпуском и низкими интервалами - ну какие тут электробусы.
В конечном итоге, электробус с медленной или ультрабыстрой зарядкой за рабочий день может проехать 200-220 км, троллейбус - 250-270.



8. Ну вот, конечно же, без проводов заряжать лучше! Вы же телефоном проводным не пользуетесь давно!

Во-первых, если уж брать такие аналогии - даже в таких случаях оказывается, что проводные бытовые приборы оказываются практичнее беспроводных - мышки там всякие, наушники.. По крайней мере, они не разрядятся в самый неподходящий момент. Да и те же «теслы» не то чтобы очень динамично развиваются - есть проблемы с их максимальным пробегом от зарядки до зарядки.
Во-вторых, электробус - сырая не обкатанная технология. А, главное - очень дорогая. Во-первых, сам по себе электробус стоит дороже троллейбуса раза в полтора. Но кроме того, из-за того, что им нужно время на зарядку, то для сохранения того же интервала, их нужно больше, чем троллейбусов. На маршрут, где ходило 10 троллейбусов вам понадобится 12-13 электробусов, и ещё 2-3 дополнительных водителя на них.



Пока, кроме Москвы и немного Санкт-Петербурга ни один город в России не может себе позволить себе эту технологию в массовом масштабе. В лучшем случае, есть примеры 1-1,5 маршрутов, где батарейки худо-бедно ходят.
Кроме того, никак не проработана проблема массовой утилизации аккумуляторов, которую предстоит решать. Сколько это будет стоить? А без аккумулятора троллейбус с УАХ превратится в обычный троллейбус, а электробус - в бесполезный кусок железа.
Более того, тот же Китай, бывший долгое время флагманом по развитию электробусов, сейчас потихоньку стал сворачивать их субсидирование.


Современные производители в России уже давно наладили выпуск качественных троллейбусов.

9. Ну и что, предлагаете обратно это допотопное убожество на наши улицы вернуть? Вот уж заняться нечем!

Разумеется, нет! Возврат к технологии в классическом виде уже действительно не имеет особо смысла. Современный троллейбус должен развиваться исключительно на базе автономного хода. Вы его можете и называть «электробусом», коим он так же является, если вас слово «троллейбус» раздражает. Местами можно вешать контактную сеть, местами можно обходиться без неё. Но технология зарядки батареи во время движения, а не на конечных станциях, как было указано в п.7, имеет определённое количество преимуществ, и она сама по себе не виновата в ваших стереотипах. Повторюсь, что при качественной контактной сети (а где-то при её отсутствии) современные троллейбусы по динамическим характеристикам ну никак не будут уступать автобусам и электробусам.



Турция, Малатья. Троллейбус (называется "трамбус") исполняет роль магистрального транспорта в городе.

Более того, сейчас есть уже и электробусы с комбинированными типами зарядок: может в парке заряжаться, может от контактной сети.


10. Всё равно! За электробусом будущее, а вы упорно не хотите это видеть!

Совершенно верно - за ним будущее! Никто не предлагает отказываться от развития электробусов, это очень полезная и перспективная технология. Но электробус вполне может развиваться не вместо троллейбуса, а в дополнение к нему. Есть сотни автобусных маршрутов, вот и заменяйте их. Да, это дороже, но мы же за экологию.
Какой в принципе может быть смысл менять один тип зарядки батареи на другой, при том, что подобная смена требует множество ресурсов и стоит дорого? Менять в условиях, когда технология уже есть, отлажена за многие десятилетия, работает чётко и стабильно.



Возможно, в далёком будущем, когда дизельных автобусов уже автобусов совсем не останется, и если электробусы действительно хорошо себя зарекомендуют, может и можно будет рассмотреть вопрос отказа от проводной технологии. Но сейчас для этого точно не время.

11. Так что в итоге
Всем видам электрических автобусов есть на дорогах наших городов место. Надеюсь, вы внимательно прочитали пост, и у вас больше не возникнет желания ёрничать про конку. Ну а если у вас остались вопросы, буду рад на них ответить!


Троллейбусы, Электробусы

Previous post Next post
Up