Прокатился в узбекском поезде.. Как будто вернулся в 90-е.

Dec 19, 2023 08:15


Будучи в Узбекистане, воспользовался услугами местных железных дорог, которые представляет компания УТЙ (Узбекистан Темир Йоллари). Что сказать.. опыт, конечно, оказался интересным. Однако выглядело это несколько жутковато.




На самом деле, Узбекистан за годы независимости очень мощно вложился в стальные магистрали. Здесь было построено больше тысячи км новых линий. В основном, правда, по причинам логистическим: многие существующие железные линии разрезанными границами с другими государствами, главным образом - Таджикистаном и Туркменистаном.


Сперва был построен обход через Учкудук, потом отдельно была дотянута линия в Хорезмскую область (старая заходила в Туркменистан с обеих сторон от области, а также были построены линии на юге и в центре страны, в т.ч. знаменитый … тоннель. В ту самую Хиву построили линию с нуля, туда железной дороги вообще никогда не было.


Помимо этого, было очень сильно прокачано сообщение между Ташкентом и Самаркандом - местные «сапсаны» поезда «Афросиаб» соединяют теперь 2 главных узбекских города всего за 2,5 часа..


Этим, кстати, Узбекистан, как и Казахстан, кстати, отличаются заметно в лучшую сторону от России, где не было построено за годы независимости примерно ничего (ну, разве что, добили ветку в Якутию и сделали обход Черткова).
Кроме этого практически во всех крупных и не только городах были отремонтированы вокзалы, ставшие современными сверкающими дворцами. Разумеется, появилась онлайн-продажа билетов. Казалось бы, сплошные успехи, Катайся узбекскими поездами и наслаждайся! Но не тут то было..


Оказывается, что при всех успехах, при скоростных «афросиабах», обычные дальние поезда не изменились с 90-х вообще никак! Те же старые убитые плацкарты и купе с потёртыми полками и подранными сеточками. Но я опишу, как выглядит поездка.

Приходите вы на вокзал в узбекском городе. Сперва - 10 рядов досмотров. Помимо того, что ещё в досмотровом павильоне досмотрят ваши вещи, ещё проверят билет и паспорт! Если с вами будет провожающий - не знаю, как быть. Почему-то моё имя и паспортные данные показались на табло над выходом из павильона.. Ну ладно.


Вот и подходит наш поезд «Андижан - Хива».. Толпа с баулами и сумками пытается штурмовать мой вагон, невзирая на наличие проводника - просто таки картинка из 90-х.


И сам вагон выглядит, будто выкатился только из прошлого: с маршрутной доской, железным гербом, и весьма в потёртом и побитом жизнью состоянии.


Толпа с баулами вламывается в вагон, и я вместе с ними. Думал таки, что, как всегда, будут стоячие пассажиры, но нет, всем хватило места.


Зато сам антураж плацкарта полностью соответствовал тому, что снаружи: старые матрасы и покрывала, будто из бабушкиного серванта, порванные сеточки для вещей, поцарапанные столы, туалеты с гравитационным смывом и санитарными зонами.


Только здесь я понял, насколько я отвык от такого в комфортных российских поездах, насколько в РЖД капитально ушли вперёд. Ведь когда-то в наших поездах было всё точно так же. Что вы хотели? Вай-фай? ЮСБ-розетки? Аххахахха!


Бельё только в целлофановом пакетике с символикой перевозчика, ну хоть чистое и свежее.


Спустя полчаса после отправления полусонный проводник впервые пошёл плавно проверять у вошедших билеты. Куар-код на телефоне вполне его удовлетворил, но никаких собственных устройств или ведомостей с билетами у него не было. Так, поверил на слово, мало ли что там у меня нарисовано. Этим я, кстати, потом и воспользовался.


Хотели бы в таком поезде прокатиться?


Да, всё-таки, кулинарные традиции в узбекских городах несколько иные. У многих на столах стоят чайники с пиалами, едят все самсу вместо курицы, ну и так далее.


У меня был билет до Ургенча, но поезд туда приходил очень рано, чуть ли не в 6 утра. Рассудив, что логичнее бы было брать билет до Хивы и лучше выспаться, я решил попробовать до неё и уехать в этом же поезде.


В итоге вышло интересно: доехать до Хивы у меня получилось, но выспаться не получилось. За час (!) до прибытия в Ургенч проводник начал всех поднимать и спрашивать, кто докуда едет. Услышав от меня, что в Хиву, он всё равно сказал «Сдавай бельё». Ну ладно, доедем до конечной станции без белья. Больше он меня не трогал, и я благополучно доехал до Хивы, проехав «зайцем» последние 40 км. Всё-таки, стоило проехать по новой свежепостроенной линии, пусть за окном было ещё темно.


В Хиве нас встретил такой же новый сверкающий вокзал, украшенный в национальном стиле.


Подождав рассвета, я отправился гулять по городу.


Интересная была поездка, прямо как скачок в прошлое. Но для таких любителей поездов, как я, это всё равно удобнее и приятнее, чем на автобусе.


Железные дороги, Поезда, Хива, Узбекистан

Previous post Next post
Up