Думаю, что стоит немного рассказать о транспортном планировании и использующихся в нём терминах и понятиях. Одним из основных можно считать «модальное расщепление», более известное, как «Modal Split», оно же, «типовое разделение». Увы, устоявшего русского аналога этого термина пока не придумано (а надо бы), поэтому будем использовать имеющееся.
«Modal Split» - это процентное соотношение между группами жителей города, пользующихся разными видами транспорта: личным и общественным. Грубо говоря: сколько ездит на машинах, а сколько - на общественном транспорте. В последние годы «Модал-Сплит» немножко расширен, и в него входят также и велосипеды-самокаты, или просто СИМ. В некоторых случаях даже отдельно считают и ходящих пешком (актуально в маленьких городах).
Условно говоря: в городе N на машинах ездит 27%, на метро и наземном транспорте - 69%, на самокатах - 4%. Вот вам и модал-сплит: 27-69-4.
Как же посчитать этот «Модал-Сплит»? Есть много разных инструментов, однако все они по понятным причинам работают до определённого уровня точности. Все факторы учесть невозможно: ну вот выехал человек из дома на работу машине, а потом с работы до другого офиса и обратно съездил на метро - и в какую категорию его отнести? Поэтому, как правило, в модал-сплит считаются не головы, а поездки.
Современные технические комплексы позволяют посчитать, как и число машин на дорогах (причём, как одновременно находящихся на них, так и выехавших хотя бы раз в течение дня), так и пассажиров в транспортах. Сопоставив полученные цифры, можно получить нужную сумму и использовать её для дальнейшего планирования.
Какие же значения «Модал-сплита» считаются нормой? Тут всё зависит от размеров города и его параметров. Для небольшого города в 30-50 тыс. человек соотношение может быть и 50-50. Для города уровня областного центра порядка 200-300 тыс. уровень автомобилизации может варьироваться в районе 35-40% (а ОТ - 60-65%, соответственно). В миллионниках эта цифра опускается примерно до 30%, а в крупных мегаполисах - 20-25%.
Во многих американских и азиатских городах, особенно маленьких, имеется существенный перекос в сторону автомобилей (там их доля может превышать 50%, и даже достигать 70-80).
Влияет на модал-сплит множество разных факторов. Но, конечно же, основные из них - это существующая инфраструктура: качество развития общественного транспорта, удобство пересадок, комфортная пешеходная среда, качество и обилие дорог, доступность парковок, велосипедная инфраструктура и т.д. Во вторую очередь на него могут влиять и прочие вещи, такие как климат в данной местности, рельеф и разбросанность объектов в городе, менталитет населения.
А нужно оценивать модальное расщепление для того, чтобы им управлять. Разумеется, в первую очередь оно исследуется для снижения уровня автомобилизации и уменьшения числа связанных с ней пробок. Да, этой величиной с помощью разных мер можно управлять, как в одну, так, и в другую сторону. Об этом поговорим отдельно.