"Дороги же строятся не только для автомобилей! А где, по-вашему, ездит общественный транспорт!?" - говорили они. Это всё были ответы на критику чрезмерного дорожного строительства, что, мол, типа это же делается "для всех".
Можно долго расписывать, почему этот аргумент - довольно слабый и несостоятельный. А если вкратце, то в таких случаях всегда общественный транспорт организуется по остаточному принципу, по технологии "куда ещё осталось можно его приткнуть". Автобусы на этих "новых дорогах" - редкие, кривые и медленные, толку обычно от них мало. Я уж молчу про то, что что-то более значимое, чем автобус, встречается тут примерно никогда. Троллейбус, трамвай - забудьте сразу.
Но самое главное, что забывают приводители аргумента про общественный транспорт, это то, что часть строящихся дорог вообще не подразумевают никак его наличие! На Третьем Транспортном кольце его нет нигде на вновь построенных участках. Вся Северо-Восточная хорда - это по сути скоростная трасса с режимом 90 км/ч, где даже при всём желании никакого автобуса не пустишь: ему тут просто негде остановиться - нет карманов, а если бы и были, с них бы некуда было выйти, поскольку трасса конкретно так огорожена от внешнего мира. Да и съезды с хорды таковы, что потом заехать в том же месте практически нереально. Так что... ой, СТОП, погодите!
Нет, вы не поверите, но они РЕАЛЬНО ЭТО ПУСТИЛИ! Автобус по Северо-восточной хорде! Да, по всей! Более 40 км через весь город! Но как? Как же это возможно, учитывая всё вышеописанное? Да всё очень просто - вот так и пустили, без остановок, съездов-заездов, с межостановочными перегонами в 8 и в 22 км, чего нет, наверное, ни у одного городского маршрута в России, а может и в мире!
Автобус №643 по маршруту "Базовская улица - 9 м/р Кожухово" запущен 29 октября 2022 года. Маршрут уже сам по себе уникален как и по протяжённости (теперь это самый длинный маршрут в старой Москве, в Новой, правда, есть и подлиннее), так и по разбросу районов, которые он соединяет. Коровино и Кожухово для Москвы - это как Северный и Южный полюса, или как Швеция и Камбоджа в Евразии. 2 совершенно разных никаким боком не связанных между собой территории с разными историями, расположенных в совершенно разных концах города, не имеющих между собой примерно ничего общего.
Особенность хорды такова, что промежуточная остановка на ней оказалась возможна только одна: около метро Ботанический Сад. Таким образом, 643-й соединяет по сути 3 локации: район Кожухово, район метро Бот.Сад (Снежная улица, Лазоревый проезд) и район Ангарской и Базовской улиц и Коровинского шоссе. Т.е. повторюсь, три совершенно случайные точки в разных концах Москвы, выделенному пассажиропотоку между которыми взяться не откуда.
Так, автобус, проехав несколько остановок в Кожухово и Косино, после Каскадной улицы выезжает на хорду и шпарит по ней без остановок аж до Ботанического Сада 22 км. Делает пару остановок там и шпарит ещё 8 км до Ангарской улицы. Эдакий внутригородской межрайонный телепорт :)
Решил таки прокатиться в первый день запуска, посмотреть, как оно выглядит. И вот такие наблюдения у меня вышли:
1) Очень эпично наблюдать на остановках в Кожухово (а затем в Коровино) упоминания противоположной конечной маршрута, будто из какой-то другой Вселенной. Сперва было ощущение, что это какой-то глюк на трафарете.
2) Всё пытался представить людей, которым вдруг из Кожухово нужно именно на Бот. Сад. Не в центр, ни в какую-нибудь Москву-Сити, а именно на Ботанический Сад. Не, конечно, наверняка такие люди на весь район найдутся - кто-то там работает, у кого-то родственники. Можно и к соседним ВДНХ, Ростокино и Свиблово подъехать. и может это даже будет быстрее, чем на метро.. Но...
3) Происходит всё очень коварно: на последней замкадной остановке "Каскадная улица" двери закрываются, а потом информатор объявляет "Следующая остановка метро Ботанический сад". Если кто, вдруг, сел не туда, долго потом будет раскаиваться. Я бы на их месте сперва бы не поверил, списал бы на глюк в информаторе. Какой ещё может быть ботанический сад в наших окололюберецких краях?
4) Автобус, несмотря ни на что, проходит трассу довольно быстро. На хорде едет 70-80 км/ч, а весь маршрут проезжает за 1 час 15 минут. Впрочем, быстрота хорды компенсируется стоянием и туплением в пробках на заездах.
5) Вообще, если бы были остановки по ходу следования, маршрут бы мог выйти очень толковый. Особенно бы были остановки в Выхино, Измайлово, Владыкино и в первую очередь - у Восточного вокзала, учитывая его высокую загруженность в последний год. Но, увы.. Все эти места автобус пролетает без остановок на высокой скорости.
6) В Коровино автобус не подъезжает ни к какому метро. Что тоже глупо, могли бы его довести до, например, Ховрино, или Селигерской. В Кожухово проходятся 2 станции Некрасовской линии (Лухмановская и улица Дмитриевского).
7) Участок от Бот.Сада до Коровино в принципе имеет перспективу на раскатывание. Даже сегодня, в первый день работы находились обычные пассажиры, которые ехали по нему.
8) На обратном пути водитель проехал случайно поворот с Северо-Восточной хорды на Северо-Восточную хорду в районе Лихобор, и уехал на разворот при Петровско-Разумовской. А кто пользовался хордой, знает, какая она коварная и как там мало заездов и съездов. Пришлось возвращаться в Коровино, и повторно разворачиваться через Фестивальную улицу. Ну что ж, бывает, первый день.
9) Интервал автобуса - 30 минут. Вроде даже соблюдается. Но, в целом, такая частота ещё больше нивелирует его хордовую быстроту: ведь, чтобы быстро уехать. надо ещё и долго подождать, или подстроиться под рейс. Точно ли выйдет быстрее, чем на метро.
10) Ещё интересный момент: я уже ездил не раз по Северо-Восточной хорде, но всегда только в качестве водителя. А в таких случаях смотришь, понятное дело, только прямо. А сегодня впервые появилась возможность осмотреть хорду в состоянии пассажира, посмотреть по сторонам влево-вправо. Ну и вообще, те, кто никогда не ездит на автомобиле сегодня получили возможность посмотреть, как выглядит Северо-Восточная хорда, но у них до сих пор нет возможности посмотреть полностью Третье транспортное кольцо, ну и Серебряноборский тоннель.
В общем, итог. Совершенно сюрреалистический маршрут, причём сюрреалистический во всём. Если бы можно было реорганизовать хорду так, чтобы были остановки в большем количестве мест (особенно у вокзала), был бы даже какой толк. Но увы, ради ходящего раз в 30 минут автобуса, заморачиваться, конечно же, никто не будет - это ж не машинки священные, в конце концов.. Может и так будет толк, но неизвестно когда. В конце концов, на хорде тоже пробки бывают, как известно. Возможно имеет смысл его разбить на 2 маршрута, причём даже не по Бот. Саду, а именно по Восточному вокзалу.
В любом случае, тут такая ситуация, когда вводные данные такие, что хорошо не сделаешь никак: для таких расстояний надо изначально строить ЛРТ или трамваи с принципиально иным подходом. А все эти игры в машинки и автобусы к ним в дополнение вряд ли к чему-то хорошему приведу.
Но прецедент обОТшивания скоростной магистрали назло критикам автодорог, конечно, интересен :) Не то, что бы это нас переубедило, но прецедент любопытный.
Click to view