Мне и раньше приходилось не раз плавать на этих гигантских международных балтийских паромах. Турку - Стокгольм, Таллин - Хельсинки. Часто это был оптимальный способ переместиться из одной страны в другую: скажем, в Швецию ехать в объезд очень долго, а в Эстонию из Финляндии приходилось плавать, потому что виза была финская.
Паромы эти были очень недорогими, особенно - по студенческой карте ISIC (10-15 евро). Однако, недорогие там - сидячие места на палубе, а вот на каюты уже нужно раскошелиться.
Спустя годы, захотелось что-то снова вспомнить атмосферу этих гигантских лайнеров. Да и вообще, плавание на кораблях - всегда интересно! Решил, что стоит попробовать сплавать разок из Швеции в Эстонию: не самое популярное направление, действующее только летом, и как раз Стокгольм - красивый город, где я давно не был, а из Эстонии удобно выезжать в Россию. Паром этот идёт всю ночь, и без каюты уже тут не обойдёшься.
Итак, приходите вы в терминал этого ТаллинК, который находится в стороне от центра Стокгольма. От ближайшего метро надо идти минут 15. Последние сотни метров вы идёте вот по таким пешеходным галереям.
Вдали уже виднется паром, причём за ним стоит его коллега в старом логотипе Silja Line, который через несколько часов после нашего отправления отправится в Турку.
Заходим в посадочный терминал, где пассажиры ожидают посадки.
Терминал довольно просторный, куча места, правда делать тут особо нечего.
Перед посадкой нужно пройти регистрацию, как в аэропорту. Система выдаст вам билет в конкретную каюту. Проще всего сделать это на автоматах.
Есть меню на русском (паромами пользуется много россиян и русских из Прибалтики).
Ну вот получили талон с номером каюты и вайфаем :). Теперь этот билет - магнитный ключ от каюты.
Дальше идём сразу на посадку. Она начинается за полтора часа до отправления парома и заканчивается за 20 минут. Тут проверяют билеты и сверяют данные с паспортами.
Прошли, идём дальше по галереи на корабль. Таллин - прямо, Турку - налево.
Турковский паром зачем-то оплыл от причала.
Каюта оказалась очень комфортной, причём с персональным душем и туалетом.
Ранее, на тех речных кораблях, на которых приходилось плавать, все удобства были на этаже. Работает кондиционер и корабельное радио с приятной музыкой.
Единственное чего не было, так это иллюминатора: нам досталась каюта во внутреннем коридоре, и вместо балтийских волн мы наблюдали всю дорогу своё отражение.
Коридор выглядит так
Но вообще, конечно, надо рассказать всю суть этих паромов для тех, кто не в курсе. А суть их, пожалуй, даже больше не транспортная, а развлекательная! Да-да, дело в том, что поскольку они плывут по экстерриториальным водам, то там по сути действует режим дюти-фри с дешёвым алкоголем и сигаретами. Дюти-фри условный (всё же паромы между странами ЕС курсируют), но тем не менее, шведам, финнам, эстонцам и прочим гражданам этого вполне достаточно, чтобы хорошо провести выходные, классно развлечься, потусить. Всего на корабле по моим оценкам обитает за рейс порядка 2-3 тыс. человек.
Поэтому из этих 10 палуб 3-4 этажа отведено под машинки и всякие технические нужны, 3 этажа - под каюты, а остальные - под многочисленные бары, пабы, рестораны и прочие развлекательные заведения!
Да, вот по сути, этот лайнер - целый плавучий город! Наш паром "Балтийская принцесса" содержит в себе 2 условно бюджетных буфета,
2 супермаркета с разной дюти-фри едой, бухлом, парфюмерией и разными сувенирами,
2 пафосных ресторана
один из которых - с живой музыкой,
диско-бар с гитаристом,
сигарный клуб, где разрешены только сигары!
казино
зал с видео-играми и игровыми автоматами
конференц-зал (был закрыт), а ещё, что больше всего меня поразило, полноценный двухэтажный концертный зал!
В этом зале проходил концерт какой-то попсовой группы, и он был полностью забит народом.
Есть, кстати, и детская игровая комната, что сильно облегчает жизнь, если вы с детьми.
Для них есть даже отдельная детская программа. Как рассказала дочка, зарядка проводилась на английском и русском языках!
Поэтому всю ночь на корабле царит активнейшая движуха: радостные шведы и эстонцы после тяжёлой трудовой недели бухают, отъедаются, пляшут, тусят, в общем - оттягиваются по полной.
Бонусом к их программе на утро - прибытие в другую страну (из которой, правда, потом плыть обратно).
Для многих из них, развлечься - основная цель плавания на пароме, они могли бы так плыть и на любом другом, или вообще оставаться дома (но тут это ещё всё среди моря!). Остальные паромы выглядят все примерно также, и сущность у них - схожая. А мы ещё попали в ночь с пятницы на субботу и смогли лицезреть этот движ во всей красе.
2 компании, которые работают на этих маршрутах: Viking Line и Silja Line (переименовавшаяся, правда, недавно в Tallink). Цены у них обычно плюс-минус схожие, но есть смысл искать акции и у одних и у других. Викинг часто бывает немного дешевле, но конкретно из Швеции в Эстонию плывёт сильно дольше (с 16 до 13 в то время, как Таллинк - с 17 до 10 утра). По пути обе компании делают остановку на Аландских островах (Финляндия), где тоже можно выйти или зайти, или даже купить билет только до них, сэкономив тем самым денежек.
Кстати, на пароме постоянно слышна русская речь. Что, в принципе, логично: основные пассажиры тут - жители Швеции и Эстонии, а среди вторых русских очень много. Поэтому, найти компанию для себя (если вдруг срочно понадобилось выпить с кем-то родным) и для детей тут проблем не будет. К слову сказать, конкретно этот паром "Балтийская королева" был эстонского формирования, поэтому большинство команды тоже говорит по-русски (кто-то свободно, кто-то - со скрипом), а также на нём продублированы многие надписи, и даже совершаются объявления.
Впрочем, лично я никакой "дешевизны" на пароме этом не ощутил, и практически не пользовался никакими его платными благами. Еду мы взяли свою, алкоголь как-то не особо нужен, ну а развлекаться мы и без всяких баров и дискотек умеем :) Тем не менее, посмотреть на такой развлекательный корабль всегда интересно.
Конечно, куда интереснее бы было созерцать проплываемые красоты с палубы. Тем более, что в окрестностях Стокгольма они там очень интересные! Паром очень очень долго плывёт между многочисленными островами, и лишь после выходит в открытое море.
Но только столько активностей на самом пароме и несколько затруднённая доступность палубы заставляет вспоминать о них в последнюю очередь.
Плюс, на палубе бывает довольно ветренно и холодно!
Утром на горизонте появляется Таллинн!
В 10:30 паром причаливает к берегу..
И гудевшие всю ночь пассажиры выходят по галереям в эстонскую столицу!
А корабль изрыгает из своего нутра разные транспорты: фуры и легковушки. Кто-то пользовался паромом именно как паромом, а не как кабаком на воде.
А вы плавали на этих паромах? Расскажите свои впечатления?