Пешеходная среда в городах России

May 16, 2021 22:17


В последние годы перемещение по российским городам становится всё менее и менее удобным. Под натиском автомобильного лобби удобные некогда улицы перегораживаются подземными и иногда надземными переходами. Там, где их ещё не успевают вырыть, наземные переходы оставляют максимально редкими и с длинными фазами и через большие расстояния. Сложно даже представить, сколько вредительства совершается под видом борьбы с пробками, а по факту - лишь бы не потревожить их величества куски металла с колёсами.




Это раньше проблема загона двуногих под землю была актуальна лишь для Москвы. Сейчас она уже давно шагнула в регионы. При этом появляются пешеходные норы далеко не на многополосных хайвеях. Они строятся на обычных городских улицах, часто вполне себе узких.


Центр Белгорода. Только под землёй можно перейти.

Вот, например, город Красноярск, Свободный проспект, по 2 полосы в каждую сторону. Свободный, но только не для безлошадных. Здесь вырыли подземные переходы, наземные перекрыли заборами. При всём при этом, светофор и пересечение со второстепенной дорогой осталось, то есть даже выгоды никакой не вышло от этого.



В нашем обществе, к сожалению, до сих пор часто считается, что подземные переходы - это благо. "Чё тебе, сложно по лестнице подняться? молодой и здоровый мужик же!". Конечно несложно, если действительно молодой и здоровый. Бабушек и инвалидов, для которых эти переходы - стихийное бедствие, принято в такие моменты не учитывать - удобство их перемещения по городу принимается почему-то адекватной платой за возможность не притормаживать машинкам лишний раз .


Подземные переходы в Белгороде

Пренебрежительное отношение к старикам и инвалидам - уже само по себе мерзко и неправильно. Уже только ради них стоило бы было большую часть подземных переходов навсегда закопать! Но дело даже и не только в них! Считается, что к маломобильным группам граждан относится до 30%! Это и родители с колясками, и пешеходы с большими сумками и баулами, и велосипедисты и самокатчики. Для всех них подземные переходы представляют проблему.



Знаете, я сам был раньше сторонником подземных переходов. Пока не почитал Варламова стал отцом, и коляска не стала обязательным атрибутом нашей семьи. После чего при планировании маршрута появился фактор "веса" пути, который с каждым подземным переходом увеличивался. Т.е. пройти в два раза большее расстояние теперь часто предпочтительнее, чем спускаться с коляской в переход с неудобными пандусами.



Кроме того, даже если бы все переходы были максимально безбарьерными и удобными, не стоит забывать, что строить их дорого, и поэтому расположены они на больших расстояниях друг от друга. Так, чтобы пересечь улицу шириной 30 м, в среднем нужно пройти 300-400 м, а ещё спуститься и подняться. Не абсурд ли это?



Перед вами город Иркутск, Байкальская улица. Перейти её тоже можно только по подземным переходам, хотя ширина совсем небольшая.



Расстояние между подземниками местами достигает 800 м. Т.е. в отдельных точках придётся потратить более 10 минут на переход.



В Иркутске плохо и там, где нет подземников. Самый центр города, улица Седова. Прямо около остановки общественного транспорта перейти улицу невозможно! Нужно возвращаться назад и подниматься на мостик.



К слову сказать, следующий переход только через 400 м, и тот П-образный (ещё одна беда).



Если вернуться к Москве. Здесь уже вообще используется любой повод загнать пешеходов в подземники. Так сильно испортили городскую среду новые станции метро Солнцевской, Некрасовской и Большой Кольцевой линий. Вот, к примеру, станция Юго-Восточная на пересечении Ташкентской и Ферганской улиц. С одной стороны, удобно, что сделали сразу выходы на все стороны. С другой - теперь нормально эти улицы не перейдёшь! "Зачем, когда можно под землю спуститься?". Аналогично на Ломоносовском проспекте, Озёрной и многих других станциях.



Очень гадко вышло на Нижегородской. Тут, с одной стороны, транспортно-пересадочный узел: две станции метро, МЦК, электрички; с другой - остановки НОТа и большой торговый комплекс. Ходить между ними можно только под землёй, причём длинным крюком.





В Петербурге же даже так заморачиваться не стали. Тут обычно много выходов из метро не строят, считается, что достаточно одного. Теперь, чтобы вам оказаться на северной стороне улицы Савушкина, нужно подняться из выхода из метро (траволаторы не работают!), спуститься в переход, потом снова подняться. Отличная физкультура, правда? Опять же, светофоры для машин при этом тут есть.



А, нет. Тут иногда делают безбарьерную среду. Но уж лучше бы не делали...





Особо изощрённое издевательство в Симферополе. В подземный переход здесь упирается .. главная пешеходная улица Горького! Вот такой парадокс: здесь среда для пешеходов, а здесь всё, не шастайте!



Уже соседнюю Советскую площадь можно пересечь только подземно. При том, что улицы здесь довольно узкие, и движение неактивное. Но "нет, не положено!".



А чтобы глупые людишки не спели на дорогу выбегать, её ТОТАЛЬНО озаборили. Заборы тянутся сотнями метров без единой дырочки. Сами понимаете, как было приятно тут гулять с коляской..



"Делайте удобные пандусы, лифты, эскалаторы в переходах!" - кричат автомобилисты. Что угодно, лишь бы не пускать пешеходов на свою территорию. Сами понимаете, что всё это - очень дорогое удовольствие, которое надо ещё и содержать.



Впрочем, иногда оно действительно работает - как, например, в Ярославле. Вот только ты не всегда при планировании маршрута знаешь, будет ли оно работать или нет.



Кстати, этот капитальный переход в Ярославле - через Московский проспект. Ширина проспекта - по 2 полосы в каждую сторону.


Сколько людей теперь тратит кучу времени и сил, а машины все равно стоят в пробках.



Считается, что всё это ради безопасности. Однако приводит такой загон пешеходов под землю к строго противоположному эффекту: люди не дураки, они всегда будут оптимизировать своё время и ресурсы. Если быстрее, пусть и с небольшим риском, перебежать, чем время тратить, они будут перебегать.



А это опасно, поскольку водители не готовы видеть пешеходов. Статистика показывает, что в местах, где убрали наземные переходы, безопаснее не стало.



"Лучше я быстро перебегу под землёй, чем буду мокнуть или мёрзнуть 2 минуты, стоя в ожидании зелёного" - слышал я не раз. И тут скрыта другая ловушка. Действительно, фазы красного для пешеходов, опять же, сделаны так неудобно и долго, что пешеходы сами начинают просить у властей подземники. А те и рады только выкинуть миллиард-другой чтобы согнать двуногих с дорожного полотна.



Но логично же, что дешевле, проще и человечнее сделать адекватные фазы ожидания (не более 50-60 секунд красного), чем закапывать миллиарды рублей и делать хуже?

Почему так не делают? Потому что у нас в стране пока ещё автомобилеориентированное сознание. Даже те, у кого нет машины, мыслят в парадигме того, как бы было удобно именно людям на колёсах, а не им самим. Почему во всех городах главной темой всегда остаются дороги, при том, что она актуальна лишь для 20-25%? В отличие от общественного транспорта, который важен для большинства. Поэтому, подземные переходы и скоростные бессветофорные хайвеи в городской черте если даже и воспринимаются как зло, то как зло необходимое.



Показательное отношение к пешеходам. 6 лет назад Ярославское шоссе изуродовали эстакадами и скоростными полосами. Чтобы его перейти, теперь не просто нужно спуститься в подземник, это нужно было сделать и раньше. Но теперь сперва нужно по наземному переходу, дождавшись 99 секунд зелёного, перейти через дублёр к этому подземнику, спуститься в него, перейти скоростную часть, потом с островка перейти опять дублёр по светофору с 99 секундами уже на нормальный тротуар. Каждое пересечение дороги в таких условиях становится настоящим путешествием, особенно для маломобильных. Иногда, кстати, подземные и наземные переходы ещё разнесены на 30-40 метров..



Исключения - места под эстакадами. Пофигизм к пешеходам тут вообще проявлен во всей красе. Казалось бы, если хоть тут эстакада: ну сделай под ней наземный переход. Он же даже машинкам не будет мешать! Но нет, и тут загнали всех в подземник..



Хуже подземных переходов могут быть только надземные переходы. Поскольку тут надо подниматься на уровень самых высоких автомобилей, а то и выше, то такие переходы получаются ещё более труднодоступными. Однако, поскольку тут не надо ничего копать, такие переходы выходят дешевле и строители их очень любят.


Надземный переход около Московского вокзала в Ярославле.

Особо грешит такими переходами город Сочи, где их ставят вообще повсеместно, даже на узких улицах (фото в начале поста). Но есть их немало и в Москве, вот район Новопеределкино. Как видим, уже чтобы попасть в переход, нужно сначала подняться по лестнице..



Обычно здесь не один пролёт лестниц, а 2-3.



Ни к чему хорошему такое оподземливание не ведёт. С одной стороны, как мы знаем, от пробок это совершенно не спасает...



С другой стороны, это стимулирует горожан в принципе меньше куда-либо ходить пешком, ездить на велосипедах, пользоваться общественным транспортом. Часть из них пересаживаются на машины (увеличивая пробки), часть просто остаётся сидеть по домам или ходит не дальше соседнего двора и магазина. А пониженная мобильность, помимо всего прочего, плохо сказывается на экономике.



Нормальные города давно уже избавляются от подземных переходов. И даже далеко не только в Европе. Меня, в своё время, поразил Буэнос-Айрес: огромный мегаполис, развит куда хуже Москвы, но ни одного подземника вы тут днём с огнём не сыщите. Везде светофоры и зебры, даже через такие широкие проспекты, как 9 июля. Вроде, всего один подземник на весь город существует.



Поэтому если мы хотим, чтобы наши города нормально развивались, чтобы все граждане чувствовали себя в нём комфортно, надо постепенно от внеуличных переходов избавляться. Требовать от властей их убирать, делать наземные переходы, сужения дорог.

Previous post Next post
Up