Тут произошёл очень рьяный спор по поводу маленьких автобусов. Вчера "Мосгортранс"
опубликовал у себя анонс новой комфортной газели и о её испытаниях.
Конечно, тут, слава Богу, не идёт речь о возврате к классическим маршруткам. "Маршруткой" транспортное средство является не по размеру, а по стилю работы (чёрный нал, схема финансирования "план+выручка, езда без расписания, непринятие проездных и льгот, остановки в любом месте). Да, как правило, транспортные средства, работающие по такой схеме - маленькие (на большие у маршруткоконтор часто денег нет), но со временем они часто вырастают и до средних больших автобусов (как это происходит во многих российских и не только городах). Есть и обратная более редкая ситуация: ТС малой вместимости, работающие как обычный муниципальный автобус: чёткое расписание, время работы, остановки, контроль водителей и т.д. В Москве уже несколько лет такие существуют как у частников, так и у "Мосгортранса".
Спор произошёл из-за того, что этим бравурным анонсом сильно
возмутилась депутат Мосгордумы Дарья Беседина и сотрудник фонда "Городские проекты" : газели - это не комфортный транспорт и вчерашний век.
На что уже разные транспортные любители и эксперты возмутились в свою очередь. По их мнению, есть маршруты, где такие газели нужны, и что даже в "европах" такое часто встречается.
Что тут скажешь. Действительно, в Европах маленькие автобусы иногда бывают. Вот, например, Швейцария, Женева. Исторический центр.
Или Гётеборг, Швеция.
Рига, Латвия.
Но всё это - не очень крупные города, как правило с большим частным сектором. И даже в таких городах транспорт малой вместимости встречается крайне редко - он занимает менее 1% от общего парка. В Москве с её безумными темпами строительства и 30-этажными человейниками вообще не очень понятно где такое использовать.
А, впрочем, понятно: раз транспорт есть, под него всегда можно придумать и маршрут! Мосгортранс уже несколько лет систематически
ухудшает работу наземного транспорта, обдирая хорошие частые маршруты. 5-минутные превращаются в 15-минутные, 10-минутные - в получасовые, а 20-минутные - в 1,5-часовые. Это всё реальные примеры, про которые я писал. Во-многом, это связано с уничтожением троллейбуса, но и не только: город то расширяется, а транспорта больше не становится.
Естественно, что если маршрут ходит примерно раз в "никогда", особенно если стабильно мимо расписания, специально ждать его никто не будет. Значит, ездить на нём будут единицы, которые случайно мимо проходили, или которым по-другому нет. А раз единицы, то.. ну можно и газель вместо большого автобуса пустить, все поместятся.
В плотно застроенном городе транспорт может слабо заполняться только в двух случаях: либо маршрут криво проложен, либо он ходит очень редко. Первое, кстати, тоже вполне распространено: вот как
выглядит ходящий около моего дома 286-й маршрут. Он идеально подходит для того, чтобы экскурсии по Алексеевскому району проводить, но транспортно им пользоваться практически невозможно.
В обоих случаях надо менять трассы маршрутов и время работы, а не размер транспортных средств. Какими бы комфортными газели не были, они не выполняют функции повышения привлекательности общественного транспорта.
Разумеется, конечно, есть редкие места, где так мало народу живёт, что большие автобусы гонять неэффективно. Совсем глухие деревни в Новой Москве или заброшенные промзоны. Вот только мест таких можно пересчитать по пальцам. Для них, конечно, такое чудо подойдёт.
Вот только практика уменьшения подвижного состава уже идёт давно: недомерки ЛиАЗ-4292 уже стали нормой на многих маршрутах, где ещё не так давно ходили "гармошки" и троллейбусы...
Поэтому, данную новость стоило выпускать с оговоркой, что "ну есть немногочисленные места, где без малой вместимости никак, но не бойтесь - вместо автобусов пускать их не будем".
Впрочем,
говорят, что в любом случае таких маршрутов много не будет (всего 23 у частников и ещё сколько-то у "Мосгортранса"), но, в любом случае, тенденция немного тревожная. С такой тенденцией по уменьшению количества транспорта, уменьшению вместимости транспорта, уменьшению количества экологического транспорта, всего можно ожидать. Тем более, что эти газели - отличный способ обойти самозапрет на покупку автобусов с 2021 года. Так что я вполне понимаю опасения депутата.
P.S: мне тут подсказали, что малая вместимость актуальна на узких улицах, где автобус не проедет. Что тут скажешь - надо уметь в маневренность! Вот смотрите на каких узких улочках умудряются разворачиваться в Швейцарии гармошки!
Click to view