Вторая по населённости страна мира Индия сейчас переживает строительный бум. Гигантские помойные мегаполисы постепенно обзаводятся скоростным внеуличным транспортом. Подземные и эстакадные метрополитены сильно контрастируют по своей чистоте со всей остальной индийской действительностью.
За последние 15 лет в стране было открыто более десятка новых метрополитенов, постоянно строятся новые станции и линии в уже существующих.
Поразительно, но даже в столице страны - городе Дели, метро было открыто только в 2002 году! Сейчас, правда, делийский метрополитен уже состоит из 10 линий, 348 км пути и 253 станций. Гигантская сеть!
Один из центральных пересадочных узлов Rajiv Chowk.
В 2019 году своим метролитеном обзавелась Нойда - город-спутник Дели.
Сейчас многие метрополитены практически полностью строятся на эстакадах. Нойда в их числе.
Более старые метрополитены имеют небольшие подземные участки в центре, но на окраинах и они выходят на эстакады.
Подземка города Бенгалуру, более известного как Бангалор.
2 линии, существует с 2005 года.
Свежие быстрые комфортные метрополитены очень контрастируют с остальной индийской действительностью: с маршрутками, автобусами, рикшами и даже электричками. Ниже я расскажу, каким образом это достигается.
Вестибюль единственной пересадочной станции Бангалора. В центре висит табло, показывающее время до прибытия составов в нужных направлениях.
На платформах иногда встречаются табло на хинди.
А в других городах на местных языках - тамильском в Ченнаи, или каннада в Бангалоре.
Строительство метро в городе Нагпур. Оно - полностью эстакадного типа, даже в центре. Интересно, что уже покинув город, я постфактум узнал, что один небольшой участок на окраине на момент моего визита уже работал.
Во всех индийских метрополитенах действует дифференцированная система оплаты проезда: чем дальше едешь - тем больше платишь. Подобное существует и в Китае, кстати. При покупке жетона ты сразу должен сказать докуда тебе ехать, нужную сумму на него и кладут.
На входе на станции безумные досмотры. Ощущение, будто заходишь куда-то в кабинет президента. Каждого пассажира внимательно досматривают металлодетектором, все вещи нужно положить на ленту, из-за тщательного досмотра в часы пик на входах скапливаются огромные очереди.
Кстати, интересный факт: в метро Дели, например, нельзя провозить алкоголь. Если вы где-то приобрели бутылку (а приобрести выпить в Индии можно не так уж и много где), то вам придётся с ней ехать домой на автобусах или такси.
Естественно, фотосъёмка строжайше запрещена. На одной из станций в Бангалоре мою камеру даже записали в специальный журнал.
На каждой станции дежурят охранники и смотрят, чтобы никто не фотографировал. Однако интересный факт - на телефон им вообще все равно. Только на фотоаппарат нельзя снимать. Поэтому я довольно свободно снимал телефоном.
Индусы, как можно догадаться, - не очень продвинутый народ. Метро в городах появилось недавно, многие в мегаполисы приезжают из деревень, некоторые - вообще неграмотные. И, разумеется, не понимают, как им пользоваться. Впрочем, такой сложную систему оплаты бы и не каждый европеец, пользующийся ежедневно транспортом, освоил бы. Поэтому на станциях у автоматов часто дежурят специальные сотрудники, помогающие пассажирам купить жетоны до нужных станций.
Да, здесь используются жетоны! Кидаете его в турникет на входе, а затем - на выходе. Если поездка оплачена правильно - турникет вас выпустит. Нет - надо идти в кассу доплачивать разницу.
Из-за низкого уровня культуры, сотрудникам приходится вешать всюду вот таблички: "не плевать", "не сидеть на полу", "не сорить", "не курить".
Впрочем, кто был в Индии, хорошо знает, что все эти действия вполне естественны для индийцев. На улице они постоянно всем этим занимаются.
Но тут метро - более высокоуровневая сущность! Плюс ещё и с требованиями к безопасности. Поэтому вся та публика, что наполняет индийские улицы, хорошо фильтруется на входе: кто-то не проходит из-за отсутствия денег, кого-то особо грязного не пускают охранники, кто-то минимально цивилизуется, входя в метро.
Послание любителям держать двери, задерживая отправление поезда. У нас такое популярно, а вот в Индии за это можно сесть на 4 года.
Ещё из интересного - женские вагоны. Индия - страна религиозная (причём многорелигиозная), а мужчины здесь бывают очень приставучие. Поэтому, чтобы прекрасный пол чувствовал себя комфортно, им выделяют 1-2 вагона, куда мужикам нельзя.
Часто они не очень явно отделены от обычных. Я так пару раз случайно заходил, не замечая, что вокруг одни дамы. И лишь по тому, что мне делали замечание, понимал, что попал не туда.
Ну и вообще, индийские города перенаселены, и, соответственно, подземки почти всегда переполнены. В час пик тут почти всегда вечное Выхино. Логично, что прекрасному полу в таких условиях хорошо бы ездить отдельно.
На некоторых станциях ставят специальные загончики, чтобы грузящаяся в вагоны толпа не смела всё на своём пути.
Интересно, конечно, что ещё на момент 2000 года в Индии было только одно метро: в
Калькутте. И оно действовало с 1984 года. А сейчас здесь 13 систем, которые активно расширяются, и строятся новые. Метро постепенно входит в жизнь индийцев.