Люблю посещать разные заводы, но на металлургическом комбинате раньше бывать не приходилось. Скажу вам, это нечто! Чего-то более зрелищное сложно представить. Первая ассоциация - "Властелин колец", кузницы Сарумана, где орды гоблинов куют себе мечи топоры. Или гора Ородруин.. Повсюду огненные печи, искры и дым; в них сверкает ярче солнца раскалённый до тысяч градусов металл. Крюки возят туда-сюда огромные котлы с расплавленным алюминием от которых на десятки метров веет жаром. Порой ощущение, что попал в преисподнюю, а в этих котлах везут грешников..
Побывав на некотором количестве разных производств (грузовиков, тепловозов, метровагонов, опорных конструкций, игрушек и т.д.) я всё хотел посмотреть изнутри как работает металлургический завод. Как из ничего собирают что-то, безусловно, интересно. Но это "ничего" тоже откуда-то появляется. И, как мы знаем, металлургические комбинаты - самые живописные снаружи. Ни один авиазавод с ними не сравнится.
Как же должно быть там внутри?
Так, когда появилась возможность оказаться на Выксунском металлургическом заводе, я решил ей воспользоваться. Если что, возможность общедоступная и платная. Но тут тот случай, когда не столь важны средства, сколько цель.
Завод состоит из нескольких цехов, самые интересные из которых - литейно-прокатный и колёсопрокатный. В первом переплавляют металлолом в цельнометаллические листы, во втором изготавливают колёса для железнодорожного транспорта. Начнём с первого.
Главная плавильная печь. Сюда поступает собранный и доставленный на завод металлолом, где при температуре в несколько тысяч градусов в течение 20-30 минут плавится. Внизу - котёл с остатками металла предыдущей партии. В качестве сырья используется именно металл. Руду сюда не возят, это несколько иная технология.
Накаливание металла производится графитовыми электродами. Они разогреваются до 4-5 тыс. градусов, после чего опускаются в чашу с металлом. Во время пауз в производственном цикле электроды могут заменяться и очищаться.
Котёл подъезжает под печь в ожидании получения порции жидкости.
Жидкую сталь везут на следующую стадию в котле на высоте.
В этом чане очищают от примесей расплавленные металлы. Но не все партии требуют очистки, поэтому агрегат пока стоит без дела.
И вот, металл пошёл! Ммммм.
Всё, доливаются последние капельки. От яркости зарева глаза болят.
Вот он, целый чан раскалённой стали!
Расплавленная сталь кипит и клокочет.
Дальше она прогоняется под прессом, остывает и кристаллизуется, превращаясь в длинный толстый лист, называемый "слябом".
Сляб проходит длинный цех, остывая с нескольких тысяч градусов до 1300-1100, после чего с ним начинают производить разные манипуляции.
Здесь его расплющивают, делая металл менее толстым и более широким. Видите, температура такова, что он всё ещё активно светится.
Пресс охлаждается водой после каждого прохода сляба.
Через несколько итераций сляб превращается в тонкий лист, который потом сворачивается в рулон. Эти рулоны грузятся и отправляются заказчику.
Но сперва листы должны остыть. На выход они подаются при темратуре в 700 градусов, и остывают до 50 градусов где-то 3 дня! От самых первых неостывших веет жаром.
Ещё один цех - колёсопрокатный. Тут изготавливают железнодорожные колёса - для пассажирских, грузовых вагонов, скоростных поездов и метрополитена.
Сперва лежащие сверху трубы нарезаются в болванки.
Вот, собственно, и лазерная резка.
Нарезанные цилиндрические болванки едут на конвеере к печи, а оттуда - к прессам.
Первый пресс расплющивает нагретую до 1100 градусов болванку в более плоскую и похожую на колесо.
После каждой болванки пресс остужается.
Второй пресс на меньшей температуре и меньшей тоннажности выбивает форму колеса.
Тоже обязательно охлаждение.
Кстати, сталь для колёс изготавливается не здесь. Раньше на заводе был мартеновский цех, но в прошлом году его закрыли. И теперь эти заготовки привозят из
Новотроицка Оренбургской области.
Вот так выглядит последний пресс.
Отсюда уже почти готовое колесо выходит.
После обработки они охлаждаются.
Красивенько, не правда ли? Может вас оно повезёт на какой-нибудь линии метро.
Отсюда колёса попадают в цех окончательной обработки.
Где их допиливают, дошлифовывают.
Колёса все разные. Грузовым вагонам нужны одни, пассажирским - другие, метровагонам - третьи. У скоростных - вообще специфические требования.
Эти два цеха расположены на разных изолированных друг от друга территориях. Литейнопрокатный - вообще за городом в нескольких километрах, а колёсный - на окраине Выксы. Здесь же располагался закрытый в прошлом году мартеновский цех, где делали заготовки для колёс. На фото - остатки от разобранного цеха.
Есть ещё третья территория в центре города, там, где был первый железный завод братьев Баташёвых, ещё с 18-го века. Но год назад он закрылся. Теперь тут хотят сделать музей металлургии.
Вообще, Выксунский завод - довольно значимый в истории отечественной промышленности. Фактически именно здесь зародилось металлургическое дело в России. В 1757 году купцами и промышленниками братьями Баташёвыми по поручению Екатерины II был построен завод по производству чугуна в Нижегородской губернии. Так, вместе с заводом и началась история самого города Выкса. Так что в отличие от большинства уральских заводов, которые строились в 19-20 веках, этот имеет очень давнюю историю.
Строительство завода здесь было обусловлено запретом на строительство подобных предприятий в радиусе 200 вёрст от Москвы, а также обнаружением железной руды в окрестностях. Впрочем, как я писал, сейчас в производстве руда не используется. Только металлолом. В городе действует музей Выксунского завода, расположенный в бывшей усадьбе братьев Баташёвых.
На основной территории завода есть памятник архитектуры- Шуховская башня.
И один из самых крупных муралов площадью 10000 кв м, сделанное несколько лет назад к очередному юбилею завода.
Вы тоже можете посетить Выксунский металлургический завод. Экскурсии набираются вот
здесь.
И видео.
Click to view