Продолжаем рассказы о
транспорте города Берлина. На этот раз в основном наземный транспорт
![](https://lh3.googleusercontent.com/-vXId4tS27-g/VHI0tQw4YuI/AAAAAAABp9M/S4W7hV8L2uo/s800/IMG_6407.JPG)
1. Трамваи имеются только в Восточном Берлине. В буржуазном западном их не было.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-w6-KZbZ4gkA/VHIuswT01MI/AAAAAAABo90/029yOI2zlSw/s800/IMG_4674.JPG)
2. Во время Стены, в восточном Берлине трамвай был практически основным видом транспорта, особенно для добирания в отдалённые районы. Большая часть метро оставалось в Западном Берлине (по восточном фактически было только две линии). Эс-бан был сильно изрезан и тоже ходил далеко не во все районы.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-MjjwoE10-_c/VHI8zARPx_I/AAAAAAABqFM/RuledLfkH_U/s800/IMG_6600.JPG)
3. Сеть состоит примерно из 30 маршрутов, большинство из которых протянуто очень далеко.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-792pJpvISzY/VHI8o_uAObI/AAAAAAABqDg/PB_Vk4fv0CI/s800/IMG_6565.JPG)
4. Часть маршрутов имеет литеры M (типа магистральные). В чём их разница с обычными, я так и не понял. И те и другие ходят по одним путям, останавливаются на одних и тех же остановках, имеют сравнимые протяжённости.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-2uw8Vxxg8vk/VHIzYTrqYEI/AAAAAAABpuc/67HDZbSYrVA/s800/IMG_6053.JPG)
5. Подвижной состав - чешские Татры КТ4 и новые вагоны Siemens
![](https://lh3.googleusercontent.com/-sVTZcCU4bBA/VHI9o6SwUDI/AAAAAAABqN8/frWZwmqE80g/s800/IMG_6877.JPG)
6.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-AkAEMLgK1Ps/VHIzY7lnHbI/AAAAAAABpuk/uLcf6HFntqM/s800/IMG_6054.JPG)
7.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-p23Hjxkx1wk/VHI0Tv1nNwI/AAAAAAABp40/GxSumrpUpG0/s800/IMG_6275.JPG)
8. Сеть расширяется! Идёт строительство линии к главному ж.д. вокзалу
![](https://lh3.googleusercontent.com/-4lxuVvK06r0/VHIuLDhglpI/AAAAAAABo4Y/sxWdVjKAk_A/s800/IMG_4506.JPG)
9. Трамвайная сеть города далеко не едина. Вообще, в берлинской агломерации существует фактически пять (!) независимых трамвайных систем! Кроме основной сети, в черте города существует три независимых линии, каждая их которых состоит из одного маршрута.
Линия 88 идёт от станции С-бана "Фридрихсхаузен" в пригород Берлина город Рюдерсдорф (зона С) на крайнем востоке города.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-wYu6bojkAKg/VHI8lZLJ0FI/AAAAAAABqC4/7qXykEIqZ0E/s800/IMG_6542.JPG)
10. Линия одноколейна, с разъездами
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Mu0vKy-jnJE/VHI8i8ucAjI/AAAAAAABqCY/zSFhidUYWro/s800/IMG_6532.JPG)
11. Депо, обслуживающее только один маршрут
![](https://lh3.googleusercontent.com/-fkrqqYqm4Zw/VHI8fiIwoJI/AAAAAAABqBw/DFBGcbvpkvA/s800/IMG_6522.JPG)
12. На линии используются "татры" и несколько "дювагов"
![](https://lh3.googleusercontent.com/-rbSzdkG65_k/VHI8d5N5lVI/AAAAAAABqBY/ozO3LvBigfk/s800/IMG_6517.JPG)
13. Места здесь очень живописные.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-PoktG2jsnQY/VHI8aiqSs8I/AAAAAAABqA4/R3JcDa2OFMI/s800/IMG_6501.JPG)
14. Большая часть линии проходит в черте Берлина, и по ней можно ехать с билетом в зону B. Однако самый кончик заходит в зону C, и если нет соответствующего билета, то теоретически контра может оштрафовать!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-3iaTrW5ZL3I/VHI8XrNxp3I/AAAAAAABqAY/cOT20U4dw9Q/s800/IMG_6484.JPG)
15. Кстати, контролёра на этой линии я видел.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oITOiFzFwAs/VHI8Yxm-vtI/AAAAAAABqAk/6skBKMqBwqs/s800/IMG_6492.JPG)
16. Следующая линия трамвая №87 начинается от следующей станции С-Бана "Рансдорф" (линия S7). Если смотреть по карте, она идёт практически параллельно предыдущей 88-й, но чуть южнее, и в нескольких километрах от неё. При желании между линиями можно пройти минут за 30-40.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-9e54jxWduP8/VHI8T9kjtbI/AAAAAAABp_w/zFXWJoJYbIk/s800/IMG_6464.JPG)
17. 87 трамвай, как и 88 идёт в пригород Берлина - городок Вольфсдорф. Тоже зона С (хотя большая часть линии в зоне B).
![](https://lh3.googleusercontent.com/-nWQkgxS2v3o/VHI8TYL5A_I/AAAAAAABp_k/3FzpvPLVuo4/s800/IMG_6461.JPG)
18. Трансформаторная будка украшена тематически
![](https://lh3.googleusercontent.com/--sM82eREEH4/VHI8SimENRI/AAAAAAABp_c/HEy1j9Z78xA/s800/IMG_6458.JPG)
19. Что приятно, расписание трамвая, который ходит раз в 20 минут, очень хорошо согласовано с расписанием поездов С-Бана (который на этом участке тоже ходит нечасто)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-5zmZkId8QxU/VHI0a4HUQzI/AAAAAAABp6E/TO06CTUITHU/s800/IMG_6305.JPG)
20. Помимо того, что линия не менее живописна, чем предыдущая, проходит большей частью по лесу, здесь ещё ходят старые "Готы". Такие же, как в Евпатории!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-RAuyMq1mhf8/VHI0egYb-mI/AAAAAAABp6s/EAy1lpIGA-0/s800/IMG_6321.JPG)
21. Внутри. Прямо будто игрушечный трамвай
![](https://lh3.googleusercontent.com/-_A_GBW3rTA0/VHI8R-UlZNI/AAAAAAABp_U/yjtRLYLHAG4/s800/IMG_6456.JPG)
22. В конце линии разводной мост
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Qtn1OWCiXr4/VHI0hrUh6wI/AAAAAAABp7M/HHydZsxPZ0s/s800/IMG_6334.JPG)
23. Линия тоже вся однопутна, имеет лишь несколько разъездов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-W9Pj5VZo-Ws/VHI0lfPkDcI/AAAAAAABp70/_pR-Hq-EvDs/s800/IMG_6354.JPG)
24. Длина линии - около 5 км, при желании её можно всю пешком пройти.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Dgz7bVC77ic/VHI0mLyi6kI/AAAAAAABp78/SUSByyUYgaw/s800/IMG_6358.JPG)
25. Также депо одного маршрута.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-OLGC_w8qdyY/VHI0w47I8oI/AAAAAAABp94/F2Jj5f31iac/s800/IMG_6415.JPG)
26. Попросился внутрь - пустили, показали вагоны.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-pf84kQirpc4/VHI0ztvrtSI/AAAAAAABp-Y/UTZugHOMhlo/s800/IMG_6427.JPG)
27. По словам работников, эти ретро-вагоны периодически выходят на линию по праздникам
![](https://lh3.googleusercontent.com/-KVJlRXAVOSo/VHI015xDp2I/AAAAAAABp-w/3SHypsil6JM/s800/IMG_6435.JPG)
28. Этот вагон, как видим, ездил по основной сети
![](https://lh3.googleusercontent.com/-JfnYkCq_G7c/VHI02YqYW2I/AAAAAAABp-4/Ee4Vry_xiGA/s800/IMG_6438.JPG)
29. "А какие же ещё две системы?" спросите вы? Чуть севернее существует такой же 89 маршрут. Но там современные вагоны, я туда не ездил. Это - четвёртая система. А пятая - трамвай Потсдама.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-O3v-4Z5jwkg/VHIyiTga-OI/AAAAAAABplA/RpHwPen-0JQ/s800/IMG_5819.JPG)
30. Потсдам - это тоже пригород Берлина, тоже зона С, однако он находится не на восток, а на юго-запад от города. Тем не менее, Постдам был в ГДР, граница с Западным Берлином проходила прямо по его окраинам. В связи с чем тут тоже есть трамваи, и тоже преимущественно чешские.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-hZ6rcENR6T0/VHI_Tv_aRbI/AAAAAAABqhY/gNiHHsvTKtY/s800/IMG_7481.JPG)
31.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-6ogPvT38LDk/VHI9sHXFmRI/AAAAAAABqOk/Kktws1ngf3s/s800/IMG_6895.JPG)
32. Но есть и современные. Альстомы
![](https://lh3.googleusercontent.com/--WsylORMFDs/VHIyvgTk_mI/AAAAAAABpnY/2jzTpQJN-2w/s800/IMG_5884.JPG)
33. Кстати, как видим, нумерация с Берлином тут единая. На основной сети маршруты от 1 до 69 (с множеством пробелов). Часть маршрутов, правда считается магистральными и имеет букву "М" в номере. Отдельные линии на востоке города - 87-89. А в Постдаме маршруты трамваев нумеруются от 91 до 98.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-em119WSkncQ/VHI9vDVBUII/AAAAAAABqPM/yNLhhDk3YXU/s800/IMG_6910.JPG)
34. Очень удобно, что по одному билету можно на всех этих трамваях ездить.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-KPySwwW5B1U/VHIyuZXkS3I/AAAAAAABpnE/8DZQFba8zFs/s800/IMG_5880.JPG)
35. Ну и автобусы. Нумерация автобусов начинается от 100.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-VRCfoipG9Ns/VHIyQ8widbI/AAAAAAABph4/k6YCF1_j7n4/s800/IMG_5728.JPG)
36. Про автобусы не было бы особого смысла рассуждать, если бы не уникальная особенность: наличие двухэтажных машин. Да, кто не знает, двухэтажные автобусы ходят не только в Лондоне, в Берлине их довольно много.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-2NAbtkzxt30/VHIvtLqmV-I/AAAAAAABpHw/4xBVxXzaOK4/s800/IMG_4970.JPG)
37. Если повезёт занять переднее место на втором этаже, то поездка останется незабываемой. Прямо настоящая экскурсия по городу, и будто сам на машине едешь (мне порой действительно приходило это ощущение, казалось, что я сам должен рулить автобусом..)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-s7mUQuCQlZQ/VHIyAEbGHdI/AAAAAAABpfA/G5ujAG4A6lM/s800/IMG_5621.JPG)
38. Легендарная 100-ка, которая ходит по Унтер-ден-Линден. Кстати, старая загадка: что общего у Берлина и Минска? И там и там по главному проспекту, тянущемуся с востока на запад проходит автобус 100.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-MZlzPt9_tH8/VVfsCCA7vcI/AAAAAAABt_g/b71RS-An70k/s800/IMG_4973.JPG)
39. Случаются и маршрутки :)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-a--ScGFW6us/VHI9k4GnIyI/AAAAAAABqNM/BvnGarztWeQ/s800/IMG_6845.JPG)
40. Наконец, нельзя не отметить кораблики! Ими тоже можно пользоваться при наличии проездного. Всего в берлинской агломерации имеется 5-6 маршрутов. В основном это переправы через водоёмы, как здесь (Ванзее-Кладов)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-JsBRw3QQgJQ/VHIyL4F3IuI/AAAAAAABphE/_khRvLSmqrs/s800/IMG_5708.JPG)
41. Кораблик внутри. Много места, огромный отсек для велосипедов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-sxKkm88FwCs/VHIyMy2UJNI/AAAAAAABphM/6D8mnun6Mug/s800/IMG_5710.JPG)
42. Все линии работают лишь в сезон, преимущественно с апреля-мая по октябрь. Мне повезло попасть на редкую линию на юго-западе (через озеро Ванзее), которая работала в ноябре.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-v2GngImdEys/VHIyPDdKVzI/AAAAAAABphk/-QPw0sdNKqA/s800/IMG_5720.JPG)
43. Расписание кораблика. Не так уж и часто...
![](https://lh3.googleusercontent.com/-QTzDEAfCJ-Y/VHIyJaGIjhI/AAAAAAABpgs/XSxm-u06NOc/s800/IMG_5695.JPG)
44. Информирование в Берлине и агломерации очень на высоком уровне. При выходе из метро/вокзала обязательно будет в нескольких местах подобное табло.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-LKLbW-INzcE/VHI9rB9hCII/AAAAAAABqOU/Sb9BSQ7nCqs/s800/IMG_6886.JPG)
45. При выходе из любого транспорта вы обязательно наткнётесь на обилие указателей на другие транспорты. Всё образует единую слаженную систему.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-jCaajmvz-VM/VHIyImxpuPI/AAAAAAABpgo/1V6ykaGS7Yc/s800/IMG_5687.JPG)