Вот чего-то ездишь всё по разным далёким странам и городам и как-то совершенно упускаешь из виду то, что рядом с домом. Несмотря на то, что путешествую я давно, посещено мною внятно лишь 7 городов в Московской области. А напрасно, немало интересного в ней есть. Вот, например, ставший самым близким к нам из всех городов мира - город Мытищи. Что тут есть интересного? 7 лет назад я приехал сюда первый раз с целью покататься на скотовозах, коих тут ещё тогда было немерено (а в Москве они исчезли).
Через несколько месяцев я ещё раз туда приезжал - 677-х стало сильно меньше. Со временем скотовозы ушли, а Мытищи остались. И, что самое главное, остался самый главный объект, делающий этот маленький подмосковный городок известным далеко за пределами как Московской области, так и России. Речь тут о Мытищинском машиностроительном заводе, который вот уже который десяток лет клепает метровагоны для всего пост-советского пространства и его некоторых соседей. Довелось сегодня побывать в нём и мне.
Завод имеет богатую, более чем столетнюю историю. Основан он в 1897 году, и изначально производил вагоны для железной дороги.
Позже стал делать вагоны для конки и немного - электрические трамваи. В советское время спектр вырос - тут стали производится и грузовые машины и гусеничная техника (всякие комбайны). В годы ВОВ завод был эвакуирован в Усть-Катав, где от него отпочковался новый завод, ставший производить трамваи. Как мы все знаем, этот завод успешно работает и до сих пор. Работает успешно до сих пор и ММЗ, причём ему удалось сохранить почти все виды производства - автотехнику, ж/д-технику и гусеничный транспорт.
Правда, в 2005 году, как раз когда я ездил сюда кататься на скотовозах, завод разделили на две части - теперь комбайны отдельно, вагончики отдельно. Вагончики теперь делает подразделение с внушающим названием Метровагонмаш.
Несмотря на название, оно делает не только вагоны для метро, оно также продолжает производить транспорт для большой железной дороги. А именно - рельсовые автобусы. Ну, впрочем, об этом позже.
Занимает завод огромную территорию. В общем то, это градообразующее предприятие города (несмотря на то, что все горожане посматывались в соседнюю Москву планктонить по офисам). На территории завода расположены полноценные улицы с дорожными знаками.
И по территории течёт известная в Москве речка-вонючка, давшая название одному из вагонов, произведённых здесь...
Ну а мы с вами пойдём в цех №217. Кстати, цеха имеют тут странную нумерацию, связанную с сериями выпускавшихся вагонов.
Зашли внутрь. Приходим в сборочный цех
Что мы тут видим? Видим "Русичи", которые укомплектовываются для отправки в Казань
Эти вагоны уже сварены и покрашены. Идёт полным ходом работа по установке электротехники, сидений и внутреннего интерьера
Узел соединения. Тут будет гармошка
Информационный указатель, ставящийся на голову состава. Здесь обычно указывается номер маршрута и конечная станция. Вещь для пассажира, надо сказать, довольно бесполезная.
Силовые агрегаты под вагоном. Инвертеры преобразовывают постоянный ток в переменный, на котором и ездят "Русичи"
Инфостенд
Вот такие они вагоны, которые скоро будут рассекать по казанской подземке, от Козьей Слободы до Проспекта Победы
А мы идём дальше. Самое интересное. Вагоны будущего - 81-760.
Как, нравится? Вот эти вагоны скоро будут ходить по одной из линий Московского метро. Уже 2 состава где-то окопались в одном из депо на испытаниях. А всего до конца года в Москву будет поставлено 320 таких вагонов, что есть 40 составов.
Внутри работа тоже идёт полным ходом
Наверняка многие из нас когда-нибудь окажутся в этом вагоне. А сейчас пока он выглядит вот так:
Закрепление электрооборудования.
Рядом информационные плакаты
Вот такая крыша у 760-го
Вагоны строить - не только мужская доля
А в этом вагоне уже и сидения смонтировали
А вокруг немерянно барахла всякого валяется
Двери нового поколения (из Финляндии)
Сидения
И заводские лозунги советского стиля
Кстати, вот как выглядят головные вагоны этого состава.
Головная маска ставится обычно отдельно на каркас
Вот, кстати, и она
А этот вагон уже с нахлобученной маской
Кстати, у этих 760-х какая-то очередная новая нумерация планируется. Уже 3-ий десяток тысяч пошёл
Объёмы производства у завода сейчас очень высокие. Часть продукции не успевает и передаваться из цеха в цех и вынуждена отстаиваться на улице в ожидании следующей стадии производственного процесса
Эти кузова ещё ждут покраски
Большая ездящая штука
А следующий цех - цех уже готовой продукции.
Несмотря на это, там ещё полно полуфабрикатов
Рабочие в ожидании окончания перекура
То, что скоро будет "Русичем"
В момент нашего нахождение в цехе произошло интересное событие - рабочие начали ставить маску на один из каркасов
Вот так, вагоны создаются прямо на глазах
Ко второй будущей башке "Русича" морду просто приставили и не спешили одевать
Маску одели - можно и на перекур
Так, а давайте теперь посмотрим всё же новые вагоны 81-760 в почти собранном виде. Руководство завода гарантирует, что это крутые вагоны с блэкджеком и шлюхами высоким комфортом, принудительной вентиляцией, пониженным уровнем шума, и работают они на переменном токе, возвращая энергию при торможении обратно в сеть.
Одним из крутых понтов, это кнопка нажатия дверей, чтобы было чистокаквевропе. Всегда наш транспорт отличался от европейского тем, что подобного излишества нет у нас, но теперь решено устранить этот недостаток.
Впрочем, по словам работников завода - не факт, что кнопки эти будут использоваться - не те у нас пассажиропотоки.
Осторожно. Двери закрываются
Вот такой вот собранный салон у него
По краям сидения для пассажиров-одиночек. Впрочем, потом мне объяснили, что это места для инвалидов.
Другой конец вагона выглядит более традиционно
Рабочий допаивает контакты на тележках
В общем, вот таких вагонов планируется произвести 320 штук. Это уже превышает проектные мощности завода. А ещё необходимо делать "Русичи" для Казани, а также завод продолжает производить в небольших порциях старые традиционные номерные для маленьких далёких метрополитенов. Чтобы справиться с заказом - завод часть работ передал Тверскому вагоностроительному заводу. Там будут делать кузова для промежуточных вагонов 81-760 и ещё некоторые работы.
Но и это ещё не всё. В следующий раз покажу, как на ММЗ производятся рельсовые автобусы.
Продолжение следует.