Когда говорят что имярек такой-то де "оказал огромное влияние на...", то сие подразумевается как личная заслуга данного имярека. А что это означает на деле? Рейтинг эпигонства?( Read more... )
Так - но слишком просто. Вернее, это один уровень из, и работающий только на тех, кто очень хочет стать "большим". Я как раз подумывал еще распространиться на эту тему, сделать пост №2... Процитирую известный вам текст: "...Бергман трудяга-артист, и в своей преданности делу по-своему бескомпромисен: он высоко поднял планку противостояния коммерции и неангажированности (читай - политической индиферентности). Это было точное попадание в струю, в дух времени, когда высоколобым стали наскучивать разборки между правыми и левыми, и они кинулись искать прелестей в буржуазности - не в барахле ее, но в духе; буржуазность обернулась Культурой. Бергман - культурный миф. Кино оказалось удачным медиатором этого мифа." Реальный масштаб Бергмана, Антониони, Тарковского - вообще любого крупного художника, подобен (избитая метафора - черт бы побрал "Титаник" и Хемингуэя:)) айсбергу, и подводная часть много увесистей того, что сверху. Например, моя низкая оценка шведа относиться сугубо к тому что над. А то, что под - общечеловеческое так сказать - я принимаю безоценочно, как состоявшийся факт. А.Плахов очень точно сказал - "Частная жизнь мирового масштаба"; к слову, это подходит и к Антониони, и mutatis mutandi к Тарковскому. Собственно, так пробравший всех пафос творчества этой троицы, и еще многих других, это пафос искусства как такового - главное присходит в человеке, в тайниках его приватной жизни, в недрах души. До Бергмана в кино этого никто не делал, он первый пошел на этот радикальный шаг. Вернее делали - тот же Брессон, да и Дрейер, но не столь впечатляюще - они избегали шока. А Бергман со своим нарциссцизмом и эксгибиционизмом пробрал всех, до мозга костей. Он переступил порог, и очень вовремя. Он легализовал душевное - подобно тому, как Фрейд легализовал секс; придал ему статус ценностной безусловности. По-большому счету это ошибка, эта концепция была опровергнута еще ап.Павлом в его знаменитых посланиях. Но после войны, когда люди были раздавлены зрелищем своего позора и ничтожества, а им снова, в который уже раз, всякие политиканствующие интеллектуалы втюхивали холеры партийных распрей взамен нормальных человеческих слов, бергмановское слово о том, что даже твой страх и грех, человече, чего-то стоит - например быть запечатленным во всем их театральном размахе психейных коллизий - это было равнозначно избавлению. Бергман своего рода экзорцист, или, по-меньшей мере, психотерапевт - уложил полмира на кушетку и дал вкусить нехимерического кайфа зрелища собственной Души (уж какая есть, не обессудьте). Когда экстремисты вроде меня отстаивают высокую духовную природу искусства, они упускают из виду его терапевтическую функцию. Однако сама возможность искусства - потребность в нем - очень сильно обеспечивается именно его целительностью. Оно врачует. Врач часто лжет - лишь бы пациент поверил этой лжи, и протянул еще немного. Примерно так, примерно...
Процитирую известный вам текст: "...Бергман трудяга-артист, и в своей преданности делу по-своему бескомпромисен: он высоко поднял планку противостояния коммерции и неангажированности (читай - политической индиферентности). Это было точное попадание в струю, в дух времени, когда высоколобым стали наскучивать разборки между правыми и левыми, и они кинулись искать прелестей в буржуазности - не в барахле ее, но в духе; буржуазность обернулась Культурой. Бергман - культурный миф. Кино оказалось удачным медиатором этого мифа." Реальный масштаб Бергмана, Антониони, Тарковского - вообще любого крупного художника, подобен (избитая метафора - черт бы побрал "Титаник" и Хемингуэя:)) айсбергу, и подводная часть много увесистей того, что сверху. Например, моя низкая оценка шведа относиться сугубо к тому что над. А то, что под - общечеловеческое так сказать - я принимаю безоценочно, как состоявшийся факт. А.Плахов очень точно сказал - "Частная жизнь мирового масштаба"; к слову, это подходит и к Антониони, и mutatis mutandi к Тарковскому. Собственно, так пробравший всех пафос творчества этой троицы, и еще многих других, это пафос искусства как такового - главное присходит в человеке, в тайниках его приватной жизни, в недрах души. До Бергмана в кино этого никто не делал, он первый пошел на этот радикальный шаг. Вернее делали - тот же Брессон, да и Дрейер, но не столь впечатляюще - они избегали шока. А Бергман со своим нарциссцизмом и эксгибиционизмом пробрал всех, до мозга костей. Он переступил порог, и очень вовремя. Он легализовал душевное - подобно тому, как Фрейд легализовал секс; придал ему статус ценностной безусловности. По-большому счету это ошибка, эта концепция была опровергнута еще ап.Павлом в его знаменитых посланиях. Но после войны, когда люди были раздавлены зрелищем своего позора и ничтожества, а им снова, в который уже раз, всякие политиканствующие интеллектуалы втюхивали холеры партийных распрей взамен нормальных человеческих слов, бергмановское слово о том, что даже твой страх и грех, человече, чего-то стоит - например быть запечатленным во всем их театральном размахе психейных коллизий - это было равнозначно избавлению. Бергман своего рода экзорцист, или, по-меньшей мере, психотерапевт - уложил полмира на кушетку и дал вкусить нехимерического кайфа зрелища собственной Души (уж какая есть, не обессудьте). Когда экстремисты вроде меня отстаивают высокую духовную природу искусства, они упускают из виду его терапевтическую функцию. Однако сама возможность искусства - потребность в нем - очень сильно обеспечивается именно его целительностью. Оно врачует. Врач часто лжет - лишь бы пациент поверил этой лжи, и протянул еще немного.
Примерно так, примерно...
Reply
Leave a comment