Взрослая болезнь - история и диагноз

Oct 02, 2006 02:13

Романтизм ввел некогда моду на сплин. "Иначе - русская хандра" - перевел для нас денди и англоман Пушкин чужеземное слово. У немцев примерно то же самое называлось Weltschmerz - "мировая скорбь". Национальные различия Александр Сергеевич представил нам в "Евгении Онегине": Онегин - сплин, Ленский - Weltschmerz, ну а "русская хандра" воплотилась в ( Read more... )

капец, looser's notes, социопатия, дискурс

Leave a comment

Comments 16

Мысль изреченная есть ложь d0tcom October 2 2006, 09:05:46 UTC
Я этим часто пользуюсь. Но не всегда действует.

Reply


argrig October 2 2006, 12:50:00 UTC
"но именно переживание себя как некоего абсолюта (точки отсчета любых ценностей), сама возможность
экзистирования - единственное, что противостоит этому прессингу."

Переживание себя как точки отсчёта любых ценностей прерывается в тот момент, когда ценности теряют цену (характерные вопросы людей в депрессии: "ценен ли я для себя?" и "значимо ли ценное?"). В такие моменты абсолют перестаёт быть абсолютом, и возможность собственного экзестирования, как условие существования этих "ценностей", теряет смысл.

Reply

grinin_draco October 3 2006, 05:46:11 UTC
Это переживание (ощущение) прерывается когда человек взрослеет; в полной мере оно доступно только ребенку. Речь не об осмыслении - тогда-то в горизонте сознания и возникают "ценности" и вопросы - а о пребывании в центре мира. Удержать себя в центре, принять это как судьбу и отстаивать как позицию - вопреки действию центробежных сил собственной рефлексии и прессинга ценностей - в этом и состоит тот самый "смысл жизни" (полнота экзистенции), о котором так скучает современный человек, и который он готов искать где угодно, только не в себе (социопатия).

Reply

argrig October 3 2006, 10:55:53 UTC
Правильно ли я понимаю, что осознать себя абсолютом, принять это как судьбу и соротивляться всему - это и есть то, что, по-Вашему, уготовлено человеку?

Рефлексия против, ценности против; "смысл жизни" в сопротивлении им. Напрашивается спросить: в чём же смысл пребывания в центре мира и всего этого сопротивления. Но это, видимо, и есть центробежные силы рефлексии.

Reply

grinin_draco October 3 2006, 21:50:33 UTC
"Осознать себя абсолютом" - скажем так: полдела, полбеды. Кого-то это может согреть, но все-таки это страшновато. Что значит тут "осознать"? Понять, дать себе отчет в том, что ты влип и поздняк метаться: расположение вещей таково - они вокруг. Рефлексия направлена вовнутрь, но там - внутри - все то же самое: я в центре мира который вмещаю, мой центр совпадает с центром мира - по меньшей мере в теории. Здесь невозможно ошибиться, это куда более безусловно чем 2х2=4.Но эта геометрия мало что проясняет на деле, кроме одного - я назначаю цену всему; мой мир напрямую зависит от моего решения, но это не значит, что он мне подчиняется, это значит, что за ошибку я плачу своей шкурой. Ошибка на ошибку - и жизнь идет в разнос, я выброшен из центра.
Дети существуют в этой ситуации легко. Почему? Потому что у них нет Я - их рефлексия не привязана

Reply


ep_malvina October 3 2006, 05:35:18 UTC
вцепилась в Татьяну Ларину и хандру, дальше не могу двигаться.
то есть категорически не согласна с тем, что она хандрила хоть одну секунду в своей жизни. жила и радовалась, в несчастной любви - тоже.
а до того - в самых что ни на есть простых радостях, как-то - умыть плеча и грудь первым снегом с крыши бани. ;-);-) да мало ли там по роману разбросано-обронено.
влюбилась - призналась. не любит любимый - вышла замуж за другого. толстого генерала. где, в каком слове хандра?
___
депресняк - "от делать нечего".
а если там "в магазин за молоком увлекаюсь, за катькой (имя могу путать) в садик увлекаюсь" - хандрить некогда.
и свободные от этих вот "увлечений" минуты ценишь чрезвычайно. а когда они вдруг днями и часами становятся, потому что катьки вырастают - полное счастье. хочешь - читай, хочешь - на концерт иди, хочешь - в инете общайся, хочешь - путешествуй... вот это жизнь.

Reply

grinin_draco October 3 2006, 06:06:52 UTC
Литература вам явно ближе, чем прочее:)
Что ж, определимся с литературными тонкостями, тем более, что они и впрямь любопытны.
Строго говоря "хандра" представлена не в лице кого-то, а в образе жизни Онегина в деревне в первую пору. Дальше, как тема, как лейтмотив и скрытое, подводное течение, она начинает играть в дальнейшем течении событий, но замыкается все более на Татьяну. "Хандра", если угодно, здесь безущербная простота (цельность) того самого идеала плюс его недостижимость. Она не персонифицирована в Татьяне - Татьяна есть хандра, образ хандры - а, посредством образа Татьяны Лариной, напоминает о себе: я здесь, никуда тебе, голубчик, от меня не деться. В Татьяне хандра символизирована - дополнена.

Reply

ep_malvina October 3 2006, 16:21:39 UTC
да в упор он её (татьяну) не видел. в деревне. с чего вы ей такое большое значение приписываете, не понимаю. вот светская дама, генеральша, ему интересна. не вышло с ней. но и тут хандру побоку.
хандра и цельность - для меня - две вещи несовместные.
вот хандра и бесцельность, простите за каламбур, - это просто неразделимо.
при всём многообразии интересов цельные натуры имеют стержень. цели в себе, а не вовне ищут и находят, и потому им никогда С СОБОЙ НЕСКУЧНО. соответственно, ни хандры, ни сплина быть не может.
может быть грусть, печаль, а это совсем иное дело.

Reply

grinin_draco October 3 2006, 21:31:15 UTC
Все не так просто:)

Reply


maria_berlin October 3 2006, 13:31:10 UTC
"теряем саму возможность опыта одиночества "
ну да. как-то так. Зеркальные коридоры. и страх перед выходом, где-нет-меня, я-не-отражаюсь.
Имитация самопознания. Невозможностье не говорить в себя, а молчать в себя.

Забавно Но всё это некоторым образом перекикается с моими выводами про информацию.

Reply


Leave a comment

Up