Волшебные крестовые походы
Одним из ярких явлений эпохи темных веков стали крестовые походы. В самом общем виде мы можем охарактеризовать их как проявление внешней экспансии европейцев. Впрочем, экспансия была направлена не только на Восток, но и на те регионы Европы, которые по самым разным причинам выпадали из единого политического и социокультурного пространства (Пиренеи, Прованс). Но основные крестовые походы, конечно, направлялись в Восточное Средиземноморье.
Безусловно, эти предприятия патронировались Церковью и объединяли в своих рядах различных людей. Нас, разумеется, интересует волшебная сторона крестовых походов. И если мы ведем речь об участии магов в крестоносном движении, то необходимо выделить два периода - с к . XI в. и до сер.XIII в. и после сер.XIII в. На чем основана эта периодизация? Мы имеем дело с двумя различными концепциями, различными комплексами мотивации.
Итак, что же побудило европейских волшебников принять участие в экспансии? Кстати, с вашего позволения я не буду характеризовать мотивы духовенства и всевозможных маггловских сообществ. Вернемся к волшебникам. Именно маги порождают понимание крестового похода как замечательного приключения. Приключения, в котором стремление увидеть мир, снискать себе славу, заполучить уникальные артефакты и книги, победить врага и наказать Зло, послужить Богу, переплелись настолько, что разъединить их стало практически невозможно. Только в таком приключении-путешествии концентрация чудесного предельно велика, а столкновение с чудесным выступает неотъемлемой частью странствий идеального мага в поисках собственной и коллективной идентичности. При этом сама авантюра, совершаемая волшебником в поисках своей идентичности в этом непривычном чудесном пространстве, в конечном счете и является свершением чудесного.
Теперь, в интересах учебного анализа, попробуем расчленить цельную авантюру на отдельные составляющие.
1. Поиск артефактов/реликвий/знания. Очень популярный побудительный мотив. Это нескончаемый вечный поход за Граалем. При этом нам сейчас совершенно неважно, что является материальным воплощением Грааля - котел, чаша, камень, сосуд для крови христовой в виде человеческого тела… Список обретенного потрясает воображение. Вот несколько цитат.
Роббер де Клари, маггл на службе у магов-сюзеренов, перечисляет добытое крестоносцами в Константинополе: «Мы нашли там две части подлинного Животворящего Креста толщиной с ногу и длиной в пол-аршина. Нашли там также наконечник копья, коим пронзили ребро Господа, и два гвоздя, коими были пробиты Его руки и ноги. И нашли там также хрустальный сосуд с Его кровью; и нашли также багряницу, которую сняли с Него, когда вели на Голгофу; и нашли там также благословенный венец из терна с острыми, как шило, шипами. Мы нашли там также одеяние Богородицы и главу монсеньора святого Иоанна Крестителя и столько других богатых реликвий, что я не смог бы их описать».
Впрочем, с копьем Лонгина все обстоит очень запутано. Его находили и в 1098 г. под Антиохией: «Ночью… одному благочестивому франку явился святой апостол Петр и сказал: "В левой части той церкви хранится оружие, которым безбожное племя иудеев пронзило Христа в ребро. Это [копье] находится перед алтарем. Выкопайте его и с ним идите в бой, им вы одолеете ваших врагов, как Христос сатану“. Видение повторилось, оно явилось и в третий раз, о нем рассказали Готсрриду и Боэмунду и всем князьям. Они стали молиться и, вскрыв указанное место, нашли там в церкви, называемой храмом святого Петра, копье Христа» (Матфей Эдесский, «Хронография»). С этим копьем связана масса чудес и именно благодаря силе копья, которое считали копьем Судьбы, в Страстную Пятницу 1099 крестоносцы освободили от сарацинов Иерусалим.
Самая желаемая реликвия всех участников походов - это, разумеется, Грааль. Магглы-рыцари в 1099 году обнаружили, что Гроб Господень пуст. Это событие еще больше подстегнуло поиски.
В 1101 году в Кесари было найдено Сакро Кантино - блюдо из зеленого стекла, подаренное царицей Савской Соломону, с которого ел Иисус во время Тайной Вечери. Оно было некоторыми признано Граалем.
Но многие маги усомнились этом и поиски были продолжены. По мнению Церкви и многих британских и французских магов Грааль был найден и тайно вывезен катарами Прованса. Но Альбигойские войны, приведшие к уничтожению «совершенных» не дали результата - Монсегюр, предполагаемый Монсальват катаров оказался пуст.
Тогда вспыхивает интерес к испанской Реконкисте, ибо вслед за папой Иннокентием III, многие авантюристы стали полагать, что Грааль был тайно вывезен катарами в южные владения Педро Арагонского, которые оказались вскоре захвачены арабами.
В сер. XIII века взоры магов, и не только магов, оказались прикованными к Ордену рыцарей Храма. Никто из волшебников и ранее не сомневался в том, что их собратья обрели какое-то уникальное знание и некий уникальный артефакт. Но лишь безуспешные поиски Грааля и жгучее нежелание тамплиеров бороться с очередным Темным Лордом, более известным под именем Старца Горы, стали вызывать подозрения в том, что храмовники уже обрели искомое и достигли цели своего приключения. Эти слухи в конечном счете и привели к разгрому Ордена в 1308 году. Однако и среди сокровищ Ордена Храма Грааль не был найден.
2. Наказать/победить Зло.
Для европейских волшебников, начиная с зари темных веков, было свойственно настороженное отношение к чужакам, а к восточным магам, чьи традиции и магические практики вызывали у западных оппонентов резкое неприятие, - особенно. Но главным фактором, обусловившим особый интерес магов к крестовым походам, стало появление очередного Темного Лорда в конце XI века. Европейские волшебники считали многих мусульманских колдунов членами абсурдной и злой секты, вошедшей в историю под названием «ассасины».
Само слово «ассасины» порождено магглами, которые считали, что члены Ордена беспрекословно подчинялись т.н. Старцу Горы потому, что их сознание было одурманено действием наркотика (гашиша в данном случае). Эта гипотеза абсурдна и смехотворна. Хотя бы по той причине, что Старец Горы, убивал своих слуг за потребление спиртного и наркотических зелий.
Дело тут, конечно, в ином - в т.н. Signa Morituri - Знаке Смертника, Темной Метке. Надеюсь, что европейский и британский аналог названия этой Метки вам знаком: Morsmordre - Укус Смерти.
В Аламуте, сирийской горной крепости, ставшей оплотом организации Темного Лорда, Старец Горы принимал стекавшихся со всего Востока магов, имевших боевой опыт (а в условиях войн таковых было предостаточно) и увлекал их проектами построения великой магической мировой державы. Любопытно, что все маги (о магглах речь даже не шла, т.к. они сравнивались с бессловесным скотом), которые отрицали необходимость подобного будущего, подлежали уничтожению. Присягнувшие Старцу в результате некого Великого Заклятья получали знак смерти на темени. Темная метка ставилась на тонкие оболочки души адепта-слуги, в рану на его душе, при этом некая часть души соискателя выжигается в пользу Хозяина, а свободное место Хозяин заполняет Собой. Так Старец Горы плодил свиту, которая беспрекословно выполняла его приказания (убей, шпионь, предай, прыгни со скалы и т.п.) Горный король получал доступ к силе и воле других и обеспечивает связь между ними. Он мог даже дистанционно послать любой приказ, любое заклинание отмеченному Знаком Смертника. Сами слуги Старца именовали себя «фидаи», т.е. «посвященные».
Первоначально аламутские маги были сосредоточены на борьбе за власть на Востоке. Именно они возрождают древнюю практику использования убийств, террора и запугивания как единственного метода ведения политической борьбы.
В известной легенде рассказывается о впечатляющей демонстрации Старцем Горы своих сил перед министром Магии одного из арабских халифов. Совет послал этого представителя к ордену Горы с требованием подчиниться и служить халифу. Вместо ответа Синан попросил гостя указать на любых трех из присутствовавших на горной террасе слуг. Гость указал на троих. Синан поглядел на них, и те безропотно двинулись к пропасти и прыгнули вниз. Старец, мягко улыбаясь, сообщил, что таких послушных магов у него тысяча. Хочет ли халиф после этого настаивать на присяге?
Очевидцы утверждали, что фидаи могли меня свой вес, становиться по мере надобности неподъемными или невесомыми, ходить по воде. У них были и характерные черты, по которым их можно было узнать - они не имели отражения в воде и зеркале и не отбрасывали тени. Излюбленным занятием посвященных стало напоминание об ордене каждому вновь назначенному чиновнику. Например, втыкать ночью нож над изголовьем кровати в какой-нибудь пяди от головы спящего. Или писать на стене его спальни или рабочего кабинета разнообразные ненавязчивые пожелания и напоминания. Дошло до того, что когда Старец Горы покидал Аламут, то шагающие перед ним фидаи декламировали: «Падите ниц пред тем, кто держит смерть государей в своих руках». Когда страх перед этим орденом достиг небывалых пределов, магическая общественность решилась на открытую войну. Но появление чужаков с Запада заставило правителей Востока идти на соглашения со Старцем Горы. Впрочем, так или иначе, столкновение европейских волшебников с людьми Темного Лорда было неизбежным.
Уже во время первого крестового похода две волшебницы из ближайшего круга Темного Лорда на протяжении одного дня сдерживали войско крестоносцев, осыпая осаждающих веерными чарами Торменцио и Инсендио класса «Максима». Только вмешательство магов из Северной Франции и Италии остановило эту бойню. Фидаи убили многих видных крестоносцев, впрочем нам известно и о тех покушениях, которые не увенчались успехом - покушение на Ричарда Львиное Сердце, Филиппа Августа, Людовика Святого…
Вот мы и дошли до второго периода волшебных крестовых походов. Связан он с именем французского короля-чудотворца Людовика IX. Именно он попытался изменить представление о крестовом походе. Отныне поход - это не приключение. Отныне для мага недостаточно обрести собственную идентичность. Целью должна стать трансформация крестоносца, растворение его в магическом сердце европейского мира. К началу царствования Луи влияние Старца начинает распространяться и на Европу. Ежегодную дань Ордену платили германский император и венгерский король. К Людовику прибыли «посвященные», которые открыто демонстрировали королю погребальный саван, намекая на то, что случится в случае непринятия французами требований Темного Лорда. Суть предложений была такова: добиться от тамплиеров прекращения войны с Орденом и выслать Старцу в знак признательности «подарки». В это же время из королевской сокровищницы были похищены магами Старца Горы легендарные реликвии - «королевский кубок, жезл и меч, принадлежавшие первому королю-чудотворцу».
Людовик отправился в первый свой поход, но маги Иерусалимского Храма лишь имитировали ведение войны. Король попал в плен и был отпущен после выплаты внушительного выкупа.
Решающий вклад в уничтожение Ордена федаев внесли все-таки сами волшебники Востока. Поводом к финальной войне послужила деятельность одного из ближайших помощников Старца - Селима, более известного в Европе под именем Целлариус, который разработал и курировал проект по созданию армии безликих. К сожалению, книги, содержащие описания практик превращения мага в «безликого», постановки Знака Смертника не были уничтожены И их следы обнаруживаются вновь и вновь.
Сам же Луи довел свою мечту до логического завершения закончив превращение себя из короля-чудотворца в короля-мученика. Его тело было особым образом, весьма напоминающим египетские практики создания расчленено, а хорусы рассеяны по Европе. Эпоха волшебных крестовых походов была завершена.