Технический уровень танка «Меркава» Мк.1 на момент создания

Mar 15, 2021 20:00


На сегодняшний день «Меркава» Мк.4 с КАЗ «Меиль Руах» (Trophy) по праву считается одним из лучших танков в мире. 16.12.20, т.е. к 50-летию начала работы над программой «Меркава» и на 41-м году после поступления первой модели танка на вооружение, на сайте «Яд ле-Ширъон» (сайт Товарищества ветеранов брт войск АОИ и музея брт войск в Латруне) напечатана статья о техническом уровне «Меркава» Мк.1 («Меркава Симан 1»; далее я пишу просто «Меркава», подразумевая только Мк.1) на момент создания, т.е. на 1979 г. В статье же был поставлен вопрос: можно ли считать этот танк техническим прорывом («Порец Дерех») или его уровень лишь сравнялся («Меяшер Кав») с лучшими образцами, уже имевшимися в то время у АОИ и стран-противников Израиля? Автор статьи - подполковник (рез.) Михаэль Масс, хранитель коллекции музея. В подготовке статьи ему помогали полковники (рез.) Шауль Нагар, Авиноам Барталь и Нисим Леви. Ниже - мой переработанный перевод этой статьи.



Ведущие офицеры в разработке «Меркава». Справа генерал-майор Исраэль Таль. Рядом с ним на переднем плане глава МАНТАК бригадный генерал Менахем (Манди) Мерон. Крайний слева глава РАПАТ полковник Исраэль Тилан.


Для начала напомню первые даты из истории разработки «Меркава». В декабре 1969 г. Великобритания официально отказала в продаже танков «Чифтен» Израилю; начинается обсуждение вопроса собственного производства танка. 06.05.70 генерал Исраэль Таль посылает в МО и минфин Израиля результаты экономического исследования по вопросу целесообразности разработки и производства собственного танка. А уже 20.08.70 правительство официально утверждает т.н. «Программу Меркава» («Тохнит Меркава»); позднее название «Меркава» получил и сам танк.

Напомню также, что до 1970 г. Израиль имел возможность покупать танки 2МВ («Шерман»), лёгкие танки (АМХ-13), или подержанные и относительно старые танки 1-го послевоенного поколения («Центурион» первых модификаций, М48). И хотя после провала сделки по «Чифтен» Израиль заказал в США М60А1, первые были получены уже в 1971 г., данный танк куда меньше нравился брт войскам АОИ. По-видимому, вопрос пушки был второстепенный («Чифтен» имел 120-мм нарезную пушку, а М60 - 105-мм, но ведь и «Меркава» разрабатывали под 105-мм, насколько это известно, не было попыток купить в Великобритании лицензию на 120-мм орудие или в дальнейшем купить такую пушку в Германии, что было бы быстрее собственной разработки). А вот бронирование у британской машины было мощнее (127 мм для лба корпуса против 109 у М60А1, 195 мм для лба башни против 178 у М60А1), да и пружинная подвеска нравилась больше, чем торсионная.

Но главное в решении начать разработку своего танка было опасение надёжности поставок. Отказ Великобритании последовал за введением полного эмбарго на поставки оружия и запчастей Израилю со стороны Франции, ранее (с начала 50-х гг.) - близкого союзника Израиля. Никто не мог прогнозировать, насколько можно полагаться на США, ранее уже многократно отказывавшего Израилю в просьбах на поставку оружия. Результатом стало решение ликвидировать зависимость от поставок основных боевых платформ и создание собственного ракетного катера («Саар-4»), истребителя-бомбардировщика («Кфир») и танка («Меркава»). Кстати, министр обороны Моше Даян, был не в восторге от данного решения: вложений оно потребует огромных, а отдачу даст лишь через долгие годы.

Замечу также, что население Израиля на 1970 г. составляло 2.8 млн человек. Для сравнения, население ряда малых стран Европы, производивших в то время ОБТ (собственной конструкции или по лицензии), на тот же год: Швеция - 8 млн, Швейцария - 6.1 млн, Чехословакия - 14.3 млн, Румыния - 20.1 млн, Польша - 32.6 млн. И конечно, все эти страны имели куда более развитую, чем Израиль (получившего независимость за 22 года до этого), металлургическую и машиностроительную промышленность.

Израиль не замахивался на разработку «лучшего танка в мире». Речь шла о «технологическом локомотиве» для создания инфраструктур, необходимых для производства израильского танка с опорой на местную промышленность и уже созданные технологии, применяемые в иностранных танках. В перспективе такой танк должен был сбалансировать, а то и вывести вперёд, соотношение сил между Израилем и арабскими соседями (Египет, Сирия, Иордания), конечно не за счёт количества, но качества машин.

Практически одновременно с началом разработки армии Египта и Сирии начали получать на вооружение Т-62. Об этом танке было известно мало, однако наличие на нём 115-мм гладкоствольной пушки, ведущей огонь оперёнными бронебойно-подкалиберными снарядами, вызывало опасения. После войны 1973 г. стало ясно, что данный танк не имеет серьёзных преимуществ перед Т-55 советского и чехословацкого производства, тем не менее до этого Т-62 вызывал серьёзное беспокойство у руководства АОИ.

ТТХ любого танка можно разделить на 3 группы: защищённость, огневая мощь, подвижность (часто к этому добавляют также управляемость). Создание танка - это компромисс между этими группами характеристик. Так было и в случае с «Меркава». Танк должен был подходить нуждам АОИ и доктрине её брт войск, однако в центр разработки была поставлена защищённость, и в первую очередь защита экипажа. Или, как говорил Исраэль Таль, - «Человек - в центре материала» («hа-Адам бэ-Мерказ hа-Хомер»). Это подразумевало широкое использование принципа экранирования, когда для защиты используется не только броня, но и различные системы и агрегаты танка.

Среди прочих параметров важное значение было уделено ремонтопригодности, простоте технического обслуживания, удобному доступу к агрегатам. О ремонтопригодности в статье сказано особо. Советская доктрина (унаследованная армиями Сирии и Египта) применения брт войск с точки зрения техобслуживания на поле боя подразумевала, что не надо растрачивать кадры и средства на боевые части, находящиеся в непосредственном боестолкновении с противником на поле боя. Победу должно было принести начальное значительное преимущество в количествах танков, пехоты и мотопехоты на БМП и БТР. Методика же техобслуживания, принятая в Службе вооружений АОИ («Хейль hа-Химуш»), включала уровни обслуживания Алеф (техническая группа роты), 1 Алеф (технический взвод батальона) и Бет (в рамках батальона техобслуживания дивизии - ГАШАХ - «Гдуд Ширутей hа-Химуш»). Данная методика подразумевала как можно более быстрое возвращение оружия и боевой техники в строй, для восполнения боевых потерь. Доктрина утверждала, что каждый танк, который быстро вернётся в строй, повлияет на исход боя. Среди прочего, с 1979 г. был создан запас мотоблоков для «Меркава», что позволило в ходе войны 1982 г. батальонам этих танков быстро продвигаться вперёд, опираясь на приданные им технические части и их быструю работу в полевых условиях. Кстати, для читающих на иврите: на сайте Службы вооружений есть файл «Тактика Службы вооружений (война 1973 г., Южный фронт)» с подробным описанием этого вопроса.

Также важное место при создании «Меркава» было уделено различным выводам использования танков в войнах и на учениях. Причём успели учесть и опыт войны 1973 г., поскольку значительная часть разработки пришлась на 1974-1977 гг., хотя общая компоновка и основные решения к тому времени были уже закрыты.

«Меркава» был принят на вооружение в 1979 г. 20.02.79 на Голанских высотах прошла церемония создания первой роты этих танков в составе 82-го батальона «Гааш» 7-й бригады. 26.04.79 рота (и АОИ в целом) получила первые 4 серийных танка; начались интенсивные тренировки на полигоне в Цеелим, а затем и на Голанских высотах. А 29.10.79, в День бронетанковых войск, состоялась церемония официального принятие «Меркава» на вооружение. К тому времени первая рота танков уже была укомплектована по штатам (11 танков). Но: за 4 дня до этого, 25.10.79, на вооружение Бундесвера (СВ Германии) были переданы первые танки «Леопард-2», первые на Западе танки 3-го послевоенного поколения. «Леопард-2» имел 120-мм гладкоствольную пушку (длина ствола 44 калибра) и двигатель мощностью 1,500 л.с., что давало танку тяговооружённость 24.1 л.с. на тонну. Понятно, что с подобными характеристиками «Меркава» сравниться не мог. Однако, его сравнивали не с ним, а с танками, в то время состоявшими на вооружении как самой АОИ, так и её противников.

«Меркава» - преимущества и недостатки

Автор статьи рассказывает о различных характеристиках «Меркава» и даёт им оценку по сравнению с танками, уже состоящими на вооружении АОИ, т.е. М48/60 и «Центурион», прошедших модернизацию в Израиле. Ниже я несколько упорядочил этот список, исправил ряд неточностей и дал пояснения.

Серьёзное преимущество:

  • Узкая башня, уже подбашенного кольца, представляющее небольшую цель для противника. Напоминает башню М60А2, но для США это был специальный танк огневого усиления, считавшийся неудачным и быстро снятый с вооружения.


Преимущества:

  • Цапфы пушки («Ацилей Тотах») расположены относительно высоко, что несмотря на заднее расположение башни обеспечивало большой угол склонения орудия. Это позволяло, скрываясь за препятствиями, вести наблюдение и огонь с минимальным раскрытием танка для противника.

  • Клиновидная форма башни не только способствовала рикошетам, но и образовывала выступающие далеко вперёд защитные выступы («Карней Мигун»), что резко увеличивало габарит защиты спереди. Подобное отсутствует даже у многих новейших танков.

  • Двигатель и трансмиссия в передней части корпуса давали дополнительную защиту экипажа (один из элементов описанного выше метода экранирования).

  • Хорошо продуманный доступ к различным элементам с целью их техобслуживания. Например в корме, справа и слева от заднего люка, располагались дверцы доступа к аккумуляторным батареям и фильтровентиляционной установке. На крыше ниши башни - дверцы доступа гидравлической системе приводов башни. Спереди, т.н. «палуба» обслуживания мотоблока («Сипун Типулим ле-Хативат hа-Коах»).

  • Кормовой люк и коридор к нему из боевого отделения. Это давало наиболее безопасный путь эвакуации из подбитого танка, облегчало и ускоряло погрузку боезапаса и ряд других использований.

  • Выстрелы орудия хранились в задней части корпуса ниже подбашенного кольца, т.е. в наиболее защищённом месте в танке. К тому же, выстрелы размещались в огнеупорных контейнерах.

  • Как выводы из войны 1973 г. для самообороны от сил противотанковой обороны «Меркава» получил термодымовую аппаратуру (как на советских танках), 60-мм миномёт (во внешнем исполнении, обслуживался командиром) и 7.62-мм пулемёт на башне у заряжающего. В гидросистеме башни использовалось новое, не горючее масло.

  • Башня получила разнесённое бронирование, главным образом вдоль бортов башни. Детали были литые, в промежутке между ними хранились ящики с патронами к пулемётам, 60-мм мины, вспомогательный прожектор командира.

  • После войны 1982 г. на башенной корзине в задней части ниши башни были установлены цепи с шарами, как защита стыка корпуса и башни сзади от кумулятивных боеприпасов.

  • Два основных топливных бака размещены в задней части корпуса.

  • Хорошая проходимость на Голанских высотах, в условиях скалистой местности. Подтверждено сравнительными испытаниями «Меркава» с М48/60 и «Центурион».

  • Динамический ход опорного катка в 210 мм был в два раза больше, чем у «Центурион» (а на «Меркава» Мк.3 увеличен до 300 мм). В целом подвеска прочная и мягкая в движении (минимизация вибраций и тряски).

  • Ствол пушки был оснащён теплоизоляционным кожухом разработки и производства израильской компании «Вишай Исраэль». Задача такого кожуха - снижение разницы температур между стволом и окружающим воздухом, как результат - снижение изгиба ствола и тем самым повышение точности стрельбы. Данный конкретный кожух считался очень эффективным, лучше большинства иностранных аналогов.


Определённое преимущество:

  • Простая и прочная гусеница с минимумом деталей, напоминающая по конструкции гусеницу «Центуриона».


Отсутствие преимущества:

  • Танк нёс более мощный двигатель чем израильские М48/60 и «Центурион» - 900 л.с. против 750 л.с. Однако, переднее расположение двигателя в сочетании с недостаточно совершенной трансмиссией и системой охлаждения приводили к неполному использованию возможностей двигателя, низкому крутящему моменту и проблеме перегрева (данные недостатки были устранены на Мк.2). В любом случае, даже формально двигатель давал танку удельную мощность 15 л.с. на тонну, и это при условии, что его масса равнялась 60 тоннам. Для большего веса имеем 14.3 (63 тонны) или 13.8 (65 тонн). Для сравнения, «Леопард-1», принятый на вооружение в 1965 г. имел 19.6 л.с. на тонну, а данные для «Леопард-2» указаны выше.

  • Система фильтрации воздуха на входе в двигатель была аналогична используемым на М48/60 и «Центурион».

  • Как уже было сказано выше, многие системы танка были заимствованы. Например система натяжения гусениц. Были сомнения что предпочесть - систему с «Центурион» или систему с Т-55. На один из прототипов «Меркава» установли обе системы, каждую со своей стороны. Испытания показали, что система «Центурион» предпочтительней и далее использовали её, даже сейчас на «Меркава» Мк.4 (добавлю, что начиная с Мк.3 внедрена встроенная гидравлическая система натяжения гусеницы).

  • Немало элементов системы поворота башни, приводов вертикальной наводки орудия и стабилизации орудия были закуплены в США на средства военной помощи (SSA). В некоторых случаях эти элементы проходили подгонку под более низкую башню «Меркава» на заводе ШАХАЛь (из состава IAI). Среди прочего: приводы поворота башни (производства «Верника-Норка»), аккумуляторы азота («Хидродайн»), контроллеры пушки и клапаны (KEMP), элементы гидравлической системы стабилизации («Хонивел» и ШАХАЛь).

  • СУО базировалась на электронном компьютере «Оранит» израильской разработки, но прицел наводчика и прицел командира не имели ночных каналов. Прицел командира перископический, оптический механический, такой же как на танке «Леопард-1» 60-х гг. (данный прицел на «Леопард-1» хорошо виден на фото по следующим ссылкам, на башне справа перед люком командира: 1, 2, 3, 4).

  • Этот пункт отнесён автором к недостаткам, но он спорит сам с собой (или его соавторы спорят с ним), так что я считаю, что пункт должен быть здесь. Пушка новейшего танка по-идее должна быть новейшая. Особенно после появления на поле боя в 1973 г. 115-мм пушки на Т-62. Тем более что в СССР уже появились танки Т-64А (1968 г.) и Т-72 (1973 г.) со 125-мм гладкоствольной пушкой. Однако «Меркава» получит 105-мм нарезную пушку, почти полностью аналогичную Пушкам М68 (на танках М48/60) и L7 (на «Центурион»). Казалось бы недостаток. Однако, данная пушка полностью превосходила 100-мм пушку танков Т-54/55, а при использовании разработанного для неё на IMI оперённого бронебойно-подкалиберного снаряда с вольфрамовым сердечником «Литуф» (М111) - её бронепробиваемость превосходила таковую 115-мм пушки, чей аналогичный снаряд имел стальной сердечник. С учётом всего этого, далее шли преимущества: меньший калибр позволял иметь больший боезапас, к тому же практически весь парк АОИ имел боеприпасы одного калибра (кроме «Меркава», «Центурион» и М48/60 её несли и трофейные Т-54/55; лишь последние «Шерман», снятые с вооружения в начале 80-х, и трофейные Т-62, снятые с вооружения в конце 80-х, имели пушки под другие боеприпасы).


Недостатки:

  • Подвеска требовала значительного объёма техобслуживания, что было устранено только на «Меркава» Мк.3.

  • Половина балансиров подвески были направлены вперёд (leading), половина - назад (trailing). Катки на направленных вперёд балансирах имели особенность зарываться при встрече с препятствием. Как и предыдущий, данный недостаток был устранён только на «Меркава» Мк.3.

  • Отсутствие пассивного прибора ночного видения механика-водителя и ночных прицелов командира и наводчика (установлены позже, вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье).

  • Применение трансмиссии Allison CD8506A, заимствованной с М48/60 в сочетании с передним расположением мотоблока приводило к нехватке мощности и перегреву, особенно при езде по дюнам и другим сложно проходимым участкам. Да и вообще, проблема перегрева из-за нехватки площади воздухозаборников для двигателя воздушного охлаждения было сложной задачей (недостаток исправлен только на «Меркава» Мк.2 с заменой трансмиссии и совершенствованием системы охлаждения).


Разработчики танка

В статье «Ходовая часть танка ‘Меркава’» я объяснял, что такое МАНТАК и РАПАТ. Эти организации были созданы в 1970 г. и их персонал базировался на инженерах Службы вооружений. На момент начала работы над «Меркава» их опыт включал (кроме техобслуживания, починки поломок и боевых повреждений) такие проекты, как модернизация «Шерман» до уровня М-50 и М-51, создание САУ, самоходных миномётов и различных специальных машин на базе «Шерман» и полугусеничных БТР, модернизация танков «Центурион», М48 и трофейных Т-54/55. Во главе РАПАТ в 1970-1976 гг. стоял полковник Исраэль Тилан (1932-1996), инженер-механик (выпускник Техниона, до этого год изучал физику и философию в Иерусалимском университете), ранее возглавлявший проект модернизации «Центурион» (создание «Шот Каль Алеф») и награждённый за это со своей группой Премией Безопасности Израиля. Но новый танк они, конечно, создавали впервые.

В рамках проекта были освоены многие новые технологии, созданы или модернизированы различные производства, ранее в Израиле не существовавшие. Например, на IMI налажено производство по лицензии 105-мм пушки (до этого такие орудия закупались за рубежом), что послужило в дальнейшем базой создания собственного 120-мм орудия. С момента «зелёного света» на начало работ (август 1970) и до передачи первых серийных танков АОИ (апрель 1979) прошло менее 9 лет, что очень неплохой показатель для ОБТ даже для стран, обладающих колоссальным опытом и развитой танкостроительной промышленностью.

Во время создания возникло серьёзное противоречие между разработчиками во главе с Исраэлем Тиланом и главным конструктором Исраэлем Талем. Тилан понимал многие слабые места танка и хотел продолжать его совершенствовать, даже ценой задержки поставки в АОИ. По-сути он уже видел перед собой «Меркава» Мк.3, с мощным двигателем, 120-мм пушкой, современной СУО и т.п. Но Таль настоял на завершении работ над Мк.1 и передачей танков в войска, с продолжением совершенствования в процессе производства. А уже в 1982 г. (по другим данным в августе 1983 г.) начались работы над Мк.3.

Кстати, Тилан был перфекционист и не соглашался на компромиссы. Давление на него с целью заставить пойти на такие компромиссы причиняло Тилану душевные страдания. Среди прочего это послужило причиной его отставки в 1976 г. и, возможно, сыграло определённую роль в его смерти: в 1987 г. (т.е. в 55 лет) Тилан перенёс серию инсультов, был парализован и скончался в 1996 г. Исраэль Таль (1924-2010) сохранял близкие отношения с Тиланом до конца жизни последнего.

Итак, прорыв или уравнитель?

Достоинства «Меркава» играли важнейшую роль в ряде вопросов, в первую очередь в выживании экипажа в случае поражения танка и ремонтопригодности самой машины. Всё это было отлично продемонстрировано в ходе 1ЛВ 1982 г., да и в дальнейшем. Остальные же его боевые характеристики (маневренность, огневая мощь) вполне соответствовали танкам 2-го послевоенного поколения АОИ (М60 и модернизированные до этого уровня М48 и «Центурион»). Таким образом, его можно назвать только уравнителем.

Интересно отметить, что в 1979-1981 гг. Директорат модернизации парка танков («Минhелет hа-Шипурим бэ-Ци hа-Танким») ГШ во главе с полковником Шаулем Нагаром оснастила парк «Центурион» («Шот Каль») и М60 («Магах-6») рядом усовершенствований, во-многом уровнявших их с «Меркава», а то и выведших вперёд по ряду характеристик. Кроме динамической защиты на всех танках, можно назвать:

  • «Магах-6 Бет» получил стабилизатор пушки в 2 плоскостях, усовершенствованный двигатель и пассивную систему ночного видения;

  • «Магах-6 Мем» получил СУО «Нахаль Оз» с возможностью автосопровождения целей;

  • «Магах-6 Гимель» имел тепловизор, лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель;

  • «Шот Каль Гимель» получил американские приводы башни и стабилизации орудия производства «Хонивел».


Таким образом, новизна «Меркавы» была в самом проекте. В самостоятельной разработке центральной боевой платформы СВ (танка), причём в том виде, как его видели в АОИ (компоновка, защита экипажа как центральный фактор). Без этого в дальнейшем не появились бы «Меркава» Мк.3 и Мк.4, БТР «Намер» и «Эйтан». Не факт, что был бы создан КАЗ «Меиль Руах».

Вслед за «Меркавы» Мк.1 появился Мк.2. На нём был воплощён ряд улучшений, в т.ч. дополнительная бронезащита бортов башни, миномёт перенесен вовнутрь (оператором стал заряжающий), была применена новая трансмиссия и новые бортовые экраны («Платот Базука»). И этот танк был лишь уравнителем. И лишь с создание «Меркава» Мк.3 и особенно Мк.3 «Далет Баз» бронетанковые войска получили по-настоящему современный танк.

В последние десятилетия МАНТАК (точнее, уже «Минhелет РЕКЕМ») и РАПАТ применяют новый подход, соответствующий фразе из Мидраша и Талмуда «Пришедшего убить тебя, опереди и убей его» («hаба Леоргеха, Ашкем Леорго). Тут и оснащение «Меркава» Мк.4 «Мем» КАЗ, и её использование для целеуказания, и дальнейшее совершенствование СУО на «Меркава» Мк.4 «Барак». И эти танки - уже настоящий прорыв на мировом уровне.
[источники]
Ссылки:

  1. Танк «Меркава Симан 1» - был ли это прорыв? Размышления. Yadlashiryon, 16.12.20 (+ поправки от 18.12.20).
  2. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/582873.html

Оружие, Израиль, История и культура

Previous post Next post
Up