«Ханна Капара - женщина с крыльями»

Oct 25, 2019 14:00




«Вотуры» ВВС Израиля на аэродроме. Середина 1960-х годов

Ханна Капара служила в ВВС Израиля авиационным техником и стала там первым техническим специалистом-женщиной.

Дочь Яира и Сары (Селхи) Капара родилась 26 декабря 1921 года в районе Шеарим в Реховоте.

Семьи Хання происходила из Хиданского района Йемена. В 1909 году они иммигрировали в Израиль в составе группы из 150 человек в сопровождении наемных мусульманских охранников, защищавших беглецов от грабителей. Группа пришла в йеменский портовый город Аден, оттуда отплыла на лодках в Египет, а затем достигла порта Яффо. По прибытии в Эрец Исраэль семья решила поселиться в Реховоте и оказалась в числе основателей реховотского района Шеарим («Ворота»).

Ханна - вторая из четверых детей. Уже в детстве она помогала отцу в саду. К ее горю, Ханне определили роль помощницы в создании благосостояния семьи. Но ее младшие сестры, Руфь и Цвия, были первыми из детей в их окружении, которые стали посещать первую начальную школу в Реховоте из-за желания семьи быть полноценной частью местного сообщества. Будучи подростком, Ханна видела, как большинство молодежи, включая ее старшего брата Нехемию, помогали еврейской общине: несли охрану, тушили пожары, участвовали в собраниях. Она тосковала и мечтала стать полезной не только семье, но и общине, городу, стране.





Пилот ВВС Израиля, 1949

городу, стране.Военная служба

В 1924 году Хагана опубликовала меморандум, где говорилось, что один из основных принципов организации состоит в том, что она открыта для объединения всех и вся, для любого еврея - чтобы выполнять обязательства каждого гражданина по национальной обороне, и это почетные долг и право каждого мужчины и женщины в Израиле.
Это не было открытием: во многих армиях мира служили женщины, но их функции всегда были вспомогательными и отнюдь не идентичными функциям мужским. И только Хагана уравняла мужчин и женщин. Процесс пошел.

С началом арабского восстания в 1936 году, когда Ханне было 15 лет, она решила переломить судьбу и попасть в Хагану, для чего сначала вызвалась на общий курс по этике и коммуникации, а затем прошла обучение передаче информации сигнальным фонарем по азбуке Морзе. Затем она поступила в добровольческий батальон Красного Магендовида и прошла подготовку по оказанию медицинской помощи. Сдав все экзамены и получив необходимую квалификацию, она начала профессионально работать за зарплату.

Во время Второй мировой войны в Нахал-Сорек была создана большая британская военная база боеприпасов, и Ханну допустили там к уходу за нуждавшимися в медицинской помощи. Там она сильно улучшила свои знания английского языка.
Авиационный техник

После расформирования этой базы Ханна перешла на работу на базу ВВС Великобритании в Акире, позднее - на базу в Тель-Нофе. Она опять прошла обучение по обслуживанию самолетов и несколько последующих лет служила авиатехником, хотя остальные техники и пилоты были «кавалеристами» (добровольцами из-за рубежа).

В конце 1947 года мандатные власти покидали Палестину и решили продать 20 двухмоторных самолетов Oster и Oxford - устаревшей конструкции или дефектные. Некоторые выкупило Еврейское агентство и доставило в подвалы комплекса винодельни Сарона в Тель-Авиве.

Самолеты делались из дерева, обтянутого тканью. Специальность Капары называлась «холст и краска». Ее первый самолет был отремонтирован тайно: опасались, что британцы пожалеют о сделке и конфискуют самолет.



«Ураган» ВВС Израиля. Вполне возможно, он расписан именно Ханной Капарой. Фото конца 1950-х - начала 1960-х годов

После официального создания ЦАХАЛа она, как и остальные женщины на службе в воинских частях мандата, присоединилась к ВВС Израиля и служила на базе Сде-Дов наземным техником. Через пять лет она ушла в запас в звании сержанта. Однако ВВС не были готовы расстаться с ней, и Ханна стала в армии гражданским служащим - вплоть до 1983 года.







Ханна Капара. Фото: страница муниципалитета Реховота на Facebook.com

Нет командира, который бы не работал с ней. Говорят, что Эзер Вейцман, тогдашний главнокомандующий ВВС, приходил на парад и спрашивал: «Где Ханна?»
Капара не выходила замуж и не имела детей. Она умерла в 1997 году. Улица у ее дома в Реховоте названа в ее честь.



Улица Ханны Капары в Реховоте. Фото: Асаф Орен

Несколько лет назад ее имя появилось в публичных дебатах проекта «Повышение ценности: возвращение женщин в историю», которым руководила доктор Шарон Гева.

В рамках проекта студенты получают доступ к информации о женщинах в истории Израиля для улучшения общественного положения женщин, которые вошли в историю, но все еще находятся в маргинальном положении. Проект проводится в Обществе кибуцев и на гуманитарном факультете в Тель-Авивском университете через популярные онлайн-платформы.

Запись в Википедии о Ханне Капаре была удалена в результате спора об ее энциклопедической ценности, несмотря на то, что было высказано, что это - отличный прецедент: важно йеменское происхождение, удивительное дело жизни Капары и то, что в честь нее названа улица. Возражения гласили: королева Елизавета II во Вторую мировую войну также работала механиком и водителем грузовика, и что Википедия «не должна служить коллекцией просто хороших людей».

Однако общественный резонанс получился большим. А когда около трех лет назад муниципалитет Реховота разместил на своей странице в Фейсбуке сообщение «Ханна Капара - женщина с крыльями», которое вызвало множество комментариев, вопрос вышел на совсем другой уровень.

Студент доктора Гевы Асаф Орен написал в своей статье: «Я думаю, что если бы на первых порах существования государства не было таких женщин, как Ханна, мы могли бы остаться фактически в феодальном укладе, и женщины не получили бы статус в технической системе. Сегодня есть женщины-пилоты, женщины-штурманы и техники, что когда-то считалось только мужской нишей».

И маленькая йеменская женщина с неженской профессией, первопроходец в таком достойном деле, как оборона страны в воздухе, обрела заслуженную известность.



Ханна Капара. Фото: страница муниципалитета Реховота на Facebook.com

Мария Якубович

Девушки в ЦАХАЛе, cherchez la femme, авиация, Израиль, ЦАХАЛ, История и культура

Previous post Next post
Up