Наши отличия (2). Монофелитство, Диофелитство.... Афелитство

Aug 05, 2011 03:15

Любой греко-православный верующий, прочитавший \"Православный катехизис\", или иным каким способом узнавший об основах Православной веры, узнает в числе прочих догматов, что он диофизит и диофелит, и что он обязан исповедовать во Христе не только две природы, но и две воли - Божественную и человеческую, ибо Христос не только Бог, как о том учат \" ( Read more... )

Leave a comment

Comments 28

hammond_man August 5 2011, 04:13:53 UTC
Вкратце учение преп. Максима Исповедника можно обозвать так "во Христе есть и Божественная воля и человеческая, причем первая господствует над второй, и действует через неё, и сообразно с ней".
Честно, пока дошел до этого, головной мозг сломал. Причем, не совсем уверен, что это правильно, но "положение-с обязывает".

Reply

grigor_yan August 5 2011, 07:56:59 UTC
Не совсем так, вернее совсем не так. Учение Максима можно описать так - во Христе нет настоящей воли, а есть не некое "благое природное свойство", вернее "два благих свойства, следования природам".

Неплохо Максима и его придумку про "воли" описал мой френд Каниболотский вот тут - http://agapedialog.com/index.php?showtopic=230

Reply

hammond_man August 5 2011, 15:54:37 UTC
Спасибо, почитал. По сути, ничего нового он не говорит. В книжке какого-то раскольника криптонесторианина читал, не помню уже какой. Дай Бог памяти...
С тем, что у преп. Максима нет настоящей воли, я не могу согласиться, ибо про воли он пишет, вполне ясно.
В частности, вполне ясно преп. говорит о подчиненности гномистической воли Христа, воле божественной.
Впрочем, я с большой радостью читаю новое, и узнаю много интересного. Даст Бог, когда-нибудь напишу докторскую по древневосточным церквям))

Reply

grigor_yan August 5 2011, 20:08:27 UTC
+++ Спасибо, почитал. По сути, ничего нового он не говорит ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

Re: а может так? grigor_yan August 5 2011, 08:17:05 UTC
Правильная формула. Вот только с разделением "происхождения" желания не согласен. Желание, как и воля, в отличие от потребности, есть категория личностная. Это подтверждаете как раз наличием выбора и решения (выбор и решение можно отождествить, а можно и рассматривать отдельно). Перед человеком, который должен проявить волю, есть некий выбор, ведущий к итоговому решению - волить так или иначе. Например, Вася имеет потребность в еде и поэтому очень хочет кушать, но он и хочет поститься, в чем природной потребности не имеет. В нем два желания друг другу противоречащие, и вот что именно из этих двух желаний выберет Вася в своем сознании, и проявит это в виде итогового решения, и будет его волей. Поест? Значит воля была поесть. Не поест? Значит воля была поститься.

Reply


koreolan August 5 2011, 06:52:02 UTC
Я довольно слаб в вопросах Богословия, но вот чем мне особо нравиться в догматах ААЦ, так это то, что на основе этих догматов все вопросы серии: "человеческое или божественное" можно спокойно снят с повестки дня, из-за неактуальности. Есть Богочеловек Иисус, значит и все остальное единое, богочеловеческое. Допустим воля. В рамках догматов ААЦ ответ на вопрос о воли Христа получается тривиальным образом - воля Богочеловека Христа, все. Совершенно нет никакой необходимости ломать голову где там человеческое, а где божественное и в каком процентном соотношении.

Reply

grigor_yan August 5 2011, 08:03:15 UTC
Совершенно верно. И ладно, когда разделяют то, что хотя бы умозрительно можно разделить. Но деление на две воли - это откровенная глупость. Вон, как выше показал Альпинист, воля = желание + решение. А если во Христе две воли, то это значит, что в нем два желания и два решения, по поводу чего-то одного. Как я уже говорил в статье, если две воли по поводу того исцелять или не исцелять, то значит и два желания, одно - исцелять и другое - не исцелять, и два решения, одно - исцелить, второе - оставить как есть. Т.е., налицо внутренний конфликт Личности и раздвоение сознания.

Reply

koreolan August 5 2011, 08:15:54 UTC
///Как я уже говорил в статье, если две воли по поводу того исцелять или не исцелять, то значит и два желания, одно - исцелять и другое - не исцелять, и два решения, одно - исцелить, второе - оставить как есть. Т.е., налицо внутренний конфликт Личности и раздвоение сознания.///

Ну можно еще и по рабочему графику сделать, с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00 исцелять, а с 18:00 до 9:00 следующего дня не исцелять, тогда все в порядке, никаких конфликтов )))) Пришел к Христу в 18:01, все товарищ, изволь быть больным еще день и чтобы завтра во время пришел.

Правда тут еще и возникает спорный вопрос - а нуждался ли Иисус в перерыве с 12:00 по 13:00 или таки не нуждался? Боюсь, что это приведет к еще одному расколу среди халкидонитов :)

Reply

grigor_yan August 5 2011, 08:37:55 UTC
Кстати, когда Нерсес Шнорали пытался как-то наладить отношения с византийцами и как-то компромиссно изложить учение ААЦ, то придумал как раз нечто такое. Типа "временами волил так, а временами эдак. Эта его мысль как раз в статье показана. )))

Reply


grigor_yan August 5 2011, 08:34:52 UTC
Интересно, что эта, уже имеющаяся в моем ЖЖ тема продублировалась тут, т.к. я ее разместил в новом, вчера созданном блоге - http://www.liveinternet.ru/users/grigor_yan/blog/

Reply


Диакон Армянской Апостольской Церкви о "диофелитстве" pingback_bot August 5 2011, 13:47:41 UTC
User kanibolotsky referenced to your post from Диакон Армянской Апостольской Церкви о "диофелитстве" Максима Исповедника saying: [...] я для интересующихся христианским богословием http://grigor-yan.livejournal.com/72685.html [...]

Reply


Leave a comment

Up