И снова о святых еретиках

Jan 10, 2016 21:58

Вернуться к этой интереснейшей теме меня надоумила вот эта цитата Филарета Московского:

"если утвердительное мнение сделать догматом, то противоположное сему отрицательное мнение сделается ересью, и окажутся Святые с еретическим мнением. Что же с ними делать? Исключить ли из Святых, признанных уже Святыми в Церкви? Признать ли, что люди с еретическими мнениями могут быть Святыми? На что добровольно производить сию неразрешимую запутанность? То есть на что обращать мнение свободное в догмат?".
____

Когда Филарет это писал, он, наверное, забыл, что в РПЦ (как во всем греко-халкидонизме) уже почитаются многие святые, которые, будучи представителями иных конфессий являются для греко-халкидонитов "еретиками".

Вот здесь я писал о таких, почитаемых в РПЦ святых еретиках - "Святые-еретики"

В этой моей статье речь шла о т.н. Мучениках Арефианах, числом ни то 4300, ни то 10000, которые будучи по критериям халкидонизма эфиопскими "еретиками-монофизитами", оказались в числе "православных святых". Сам факт попадания "клятых монофизитов" в "православные святые" интересен до восторга, но еще больше впечатляет число этих святых. Как минимум - 4300! Это если не больше всех своих родных халкидонитских святых, то уж точно число сопоставимое. Кто-нибудь знает точно, сколько канонизированных святых в РПЦ?

Но и это еще не все! На Арефианах число святых еретиков в греко-халкидонизме не кончается. Как приводил я в своей статье, к такой категории "православных святых" относятся "монофизиты" Дионисий Ареопагит и Петр Ивер, а еще несторианин Исаак Сирин. Я уж молчу о том, что по халкидонитским понятиям "монофизитами" были и Кирилл с Афанасием, а по большому счету и вся дохалкидонская Церковь.

Что касается цитаты Филарета Московского, то она направлена против католиков, которых он упрекает в догматизации частных богословских мнений, что и пораждает "святых еретиков", мол, не надо было бы этого делать, чтоб святые не стали еретиками. Но думал ли при этом Филарет, что если бы в Византии не увлеклись догматизацией всего и вся, делая "православной истиной" всякое свободное богословское мнение и созывая по этому поводу нескончаемые соборы, то в Церкви Божьей не только не было бы "святых еретиков", но и не было самих расколов, до сих пор находящих себе подпитку в богословских расхождения.

Святые, Еретики

Previous post Next post
Up