(no subject)

Jul 26, 2007 10:10

Вим ВЕНДЕРС:
"Это еще чепуха по сравнению с тем, что я мог бы снять, если б захотел"

Мировой премьерой фильма "Ариша, медведь и каменное кольцо" завершилась ретроспектива в Музее кино

Максим АНДРЕЕВ
газета "Сегодня", 13 ноября 1993 года

Необъяснимо: московские киноманы, завсегдатаи "Иллюзиона" и Музея кино, довольно ровно дышат к французской новой волне. Ну Годар там, Трюффо. Аншлаги на ретроспективах наблюдались, но без упоенного писка. А уж теле-Шаброля и вовсе разменивали по мелочам: на футбол и пиво. Иное дело - новое немецкое кино. Недаром в галерее ролей баловня судьбы Константина Эрнста образ Райнера Вернера - среди центральных, где-то между Мерилин и Фрэнсисом Фордом. Да что Эрнст, шепните на ушко самой скромной первокурснице: "Фасбиндер" - дыхание ее участится, глаза нальются кровью; "Где?! Веди!". На фильмах Херцога странные христоликие юноши и девушки с загадочными ногами и кольцами в носу штурмом брали залы и сидели друг у друга на головах, а уж на Вендерса - неслыханная вещь! - билеты спрашивали еще на "Баррикадной".

Ретроспектива одного из основателей и лидеров нового немецкого кино открылась в начале октября и была прервана известными событиями. Вендерс в это время томился в токийском аэропорту на чемоданах и смотрел "Си-эн-эн". По просьбе московских друзей он перенес визит на ноябрь, но в итоге так и не прилетел, - обязанности президента Европейской Академии киноискусства срочно призвали его в Лондон. Вендерс прислал письмо с извинениями, и премьера 30-минутной "Ариши" состоялась без него.

Как мы уже сообщали, к звуковому оформлению фильма, кроме стереоэффектов, добавлено оригинальное новшество - вибрационное воздействие звука на тело зрителя "Боди соник" Да вот беда: воспроизвести этот эффект способен далеко не каждый кинотеатр. Поэтому единственным местом, где до сих пор показывалась "Ариша", являлся... автосалон Тойота АМЛАКС Токио" (в этом выставочном комплексе объединены экспозиция из 70 автомобилей, холл, кинотеатр, кафе, ресторан и т. п.). Благодаря 8-канальной системе стереозвучания, системам вибрационно-звукового воздействия на тело зрителя, а также распределения запахов АМЛАКС представляет собой первый в Японии кинотеатр, реализовавший идею воздействия на все пять чувств человека. Увы, увы, сбылись наши страхи ("Сегодня" N 61): в Москве Вендерс не пах и совершенно не вибрировал.

Мораль первая: истории должны рождаться из персонажей. Но актеры, играющие этих персонажей, у Вендерса не совсем актеры, скорее - реальные люди. Анна Вронская (Женщина), дочь известного оператора Сергея Вронского, продюсер нашумевшего "Орландо", путешествует с дочерью по Европе в красном микроавтобусе марки "Тойота превиа". Ариша Вознесенская, 9-летняя дочь Вронской и сами понимаете кого, тоже играет фактически саму себя. Рюдигер Фоглер, любимый актер Вендерса - в роди человека, продающего рождественские открытки в костюме Медведя. Его бросила девушка, квартиру обчистили, кредитные карточки потерялись, и он уходит прочь из опостылевшего Берлина. Вим Вендерс (Санта-Клаус) играет себя как никто другой. Навязывается героям в попутчики, рассматривает всех в глазок видеокамеры, точно в лорнет, подлизывается к Арише, словом, выпендривается почем зря. Он походит сразу на всех обитателей Страны чудес и Зазеркалья, что всячески приматывались к бедному ребенку, но более всего - на моралистку Герцогиню. Каждому овощу свое время. Думай о смысле, а слова придут сами. И задом наперед, совсем наоборот.

Мораль вторая: города, как люди, могут притягивать и отталкивать. Херцог влюблен в ландшафты, Вендерс - в города. Самые странные отношения - с Берлином. Бездонное женское лоно - небо, где парят ангелы на крыльях желания, и мостовые, на которых собачьего дерьма больше, чем в Париже. Берлин выплевывает Фоглера, как вишневую косточку, но на дороге его подбирают Женщина с Аришей. "Мы, русские, очень любим медведей".
Мораль третья: необходимо все время быть в движении. Все дальше и дальше на север, в "тойоте", будто в оленьей упряжке, до самого края (или конца?) света. "Куда мне идти? - А куда ты хочешь попасть? - Мне все равно. - Тогда все равно куда идти". Бездомность - положительное качество, ибо означает свободу. Автобус колесит по дорогам новой Германии (б. ГДР) со свалками на обочинах и встречает курдов, хорватов, вьетнамцев. Жутко аполитичный Санта-Клаус снимает их на видео, размахивая камерой, как мечом: "Шах тебе, шах!" Так в последнем фильме Вендерса смятенно-нелепые ангелы не знали, куда деть свои огромные крылья, а в близком, слишком близком небе - все только то, что есть и у земли. Далеко-далеко. Так близко. Мораль четвертая: кино может спасти существование вещей. Мать Ариши, как выясняется, пишет книгу "В стране священных вещей". Каждая вещь священна. Где эта страна? Она потеряна и больше не существует. Старая мысль, почерпнутая Вендерсом у Белы Балаша. И еще у Сезанна: "Вещи исчезают. Надо поторапливаться, если хочешь что-нибудь увидеть". Ну а если мечтаешь увидеть что-нибудь другое, нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее! Книга пишется на компьютере (еще один навязчивый вендерсовский символ), который явно не священен, зато Ариша находит на берегу озера каменное кольцо! Грустная, словно песня Белого Рыцаря, мелодия: "Пока все дети спят, звучит песня печали. Но я не хочу больше печалиться".

Мораль пятая: кино - в первую очередь форма. Медведь садится в пустой поезд со старинным паровозом и продолжает великий путь на север; Ариша с мамой тойотят параллельно. Пути расходятся. Вендерс остается на развилке. Многие годы спустя сцена эта так и стояла перед глазами Ариши: кроткие голубые глаза и мягкая улыбка Санта-Клауса, заходящее солнце, запутавшееся в его бороде, ослепительный блеск доспехов... тьфу, нескладушки.

Думай-думай о словах. Смысл придет сам.

Вендерс, Андреев, "Сегодня"

Previous post Next post
Up