Памятная история

Dec 11, 2006 18:11

Зайку бросила хозяйка
НТВ в отсутствие любви и смерти

Денис ГОРЕЛОВ, "Известия", 7 Апреля 2001

Мудрый определил пошлость как попытку выдать мелкое за великое. Копеечную неприятность за гибель богов, мыльные страсти за эпос, окошечко телевизора за Вселенную. В минуты кризисов наша эфирная интеллигенция стабильно обнаруживает все симптомы означенной болезни.

Началось с Листьева. Союз каналов объявил в его память самочинный траур, отрубив картинку по всей стране и транслируя исключительно собственную боль по близкому человеку. Честной не московский и не медийный люд удивлялся: из-за чего черный день календаря? Ну, убили вашего - случается. 95-й на дворе, гангстерская война в разгаре, в Чечне солдат бригадами жгут, каждый день гибнет кто-то у бизнесовых, кто-то у военных, кто-то у чиновных и должностных - на каком основании ваша цеховая потеря должна считаться общенациональной трагедией? С чего вы взяли, что хороший человек В. Листьев стал родным для каждой семьи, ибо входил в любой дом с голубого экрана? Влад был и в самом деле хороший человек, вопросы тогда замяли.
Они возникли снова тотчас после смерти Артема Боровика. На экране представал удачливый менеджер масс-медиа, трагически погибший до срока, что само по себе прискорбно, но все же маловато для полнометражных агиографий в стиле "Какое сердце биться перестало!" Тем не менее разделить журналистское горе пригласили всю страну не только лужковский канал ТВЦ (покойный состоял 11-м номером в списках блока "Отечество"), но и общенациональный ОРТ. Артем завязывает галстук, Артем внемлет генсеку, Артем предостерегает, Артем, полный творческих замыслов, шагает по Королева, 12.

Вот теперь у них для нас новая напасть. Вся страна должна бросить дела и перестать кушать в связи с тем, что Евгений Киселев остался без руководящей работы. С какой, собственно, стати? Кто-то сел? Не похоже. Гусинский не в счет, у него слишком запутанные отношения с бухгалтерией. Строй переменился? Да нет, все тот же милый сердцу грабительский капитализм. Евгения Киселева отстранили? Смена обанкротившегося менеджмента - рядовое явление в цивилизованном мире, на который так любит кивать НТВ. Хочешь быть свободным - живи на свои. Деньги закрепощают, чужие в особенности.

Почему изгнание пана директора рассматривается как уничтожение компании? Все, что было хорошего на НТВ, либо остается в неприкосновенности, либо умирает своей смертью, либо давно работает на других каналах.

У НТВ было лучшее в стране новостное вещание. "Новости - наша профессия", - обоснованно гордились люди с зеленым горошком на знамени. Сегодня их профессией стали новости про себя любимых. Про экстрадицию Гусинского, премудроковарного Коха, про то, как Йордан идет по коридору, и про то, что думает на сей счет адвокат Резник. А все потому, что качественную информслужбу в стране умеет ставить один-единственный человек, который в списках НТВ больше не значится. Уже год с лишним, как Олег Добродеев сообщил медиа-магнату Гусинскому, что далее не желает работать против своей страны и своей армии, и ушел на РТР. И всех лучших новостников увел с собой.

У НТВ была замечательная программа "Куклы". Год назад по естественным причинам она стала терять рейтинг: общее оцивилизовывание власти уже не давало пищи для еженедельного качественного балагана. Ждать от замороженного Касьянова, осторожного Грызлова или строгого Рушайло тех перлов, какими из года в год кормили публику и пересмешников Черномырдин, Лебедь и Жириновский, смысла нет. Политика, став профессиональней, поскучнела - "Куклы" тоже. На падение интереса руководство программы ответило блестящим менеджерским ходом: стало козлить Путина в хвост, в гриву и в гусиные печенки - чтоб он не дал ей загнуться, а сам убил кровавой рукой сатрапа. На блестящий менеджерский ход сатрап ответил своим: не стал никого закрывать. Уже через пять вечеров перечень зубодробительных сюжетов иссяк. А кого-то и возмутил - должна же быть и у президента презумпция невиновности. Третий раз увидав, как светочи свободы просвещенной хамски намекают на его небогатырский рост, зритель плюнул и стал смотреть золотую серию ОРТ.

У НТВ был Леонид Парфенов как социокультурный феномен. И он останется на НТВ, и никуда не денется, и никто его не выгонит, и хлопать дверью он не станет. Собственное дело для него всегда было важнее демонстративных жестов солидарности. Жаль, что все наоборот у Виктора Шендеровича, тоже не чужого мне человека. Не факт, что его попросили бы с канала: "Итого" программа рейтинговая, а пара добрых пинков нашему начальству совсем не повредит, оно и само это понимает. Однако, похоже, трудоустройство Евгения Киселева беспокоит его больше собственного дела. Что ж, в свободной стране живем, личный выбор взрослого человека. Красивые поступки запоминаются и уважаются.

Куда менее красиво выглядит пафос общественных защитников НТВ. Горбачев, спавший, когда его люди стреляли по Вильнюсу и Риге, требует срочной аудиенции у Путина по случаю киселевской слезинки. Познер, кающийся, как струхнул когда-то осудить ГКЧП, теперь горд своим гражданским поступком так, будто ему самому или его программе за это реально что-то угрожает. Иерихонская труба гражданского рока Градский нашел еще один повод спеть похабную антицоевскую песнь "Нет, мы не ждали перемен", а после предложил ста сорока миллионам россиян скинуться по доллару в поддержку свободного слова. Роскошная бухгалтерия: сначала взять в долг пятнадцатую часть госбюджета, а затем гасить его трудовыми сбережениями граждан. Мавроди бы локти себе кусал.

"Яблочник" Иваненко глаголет о "политическом Чернобыле". Дюжину студентов у подножия областного университета пытаются выдать за "весь Иркутск". Теперь к ним обязан присоединиться всякий честный человек. Демократы, смыкайте ряды, давно вы не слышали Новодворскую.

Демократы объединяются только в условиях абсолютизма. В свободном обществе люди, исповедующие демократические нормы, обычно делятся на левоцентристов и правоконсерваторов. Первые ставят гуманитарные ценности превыше долгов и иной презренной прозы. Присягают суду и закону, но только тем, что решают дела в их пользу. С радостью ссылаются на инопечатных пустолаек, не упускающих случая лягнуть их страну. Вторым не нравится, когда кагэбэшным прошлым президенту ест глаза человек, имеющий собственное кагэбэшное прошлое. Когда стая невоспитанных мартышек в глаза хамит человеку, который весь последний год платил ей зарплату. Когда ежевечерне из эфира лезут Дудаев-Радуев-Басаев-Бараев-Удугов-Масхадов-Арсанов - зачем нам поименно знать всю эту сволочь? И уж когда эти адепты джихадов и бойкотов собственной стране запутываются в долгах, вторые оставляют за собой право не вмешиваться в их непростые отношения с кредиторами.

Даже во имя священной свободы слова.

"Известия", Горелов, media

Previous post Next post
Up