Авторское предуведомление: специально для уважаемых мною читателей, лишённых по причинам правового и технического свойства возможности читать длинные тексты в telegra.ph’е, нынче и впредь оные тексты будут дублироваться в ЖЖ. Ну, хоть на что-то сгодится эта площадка.
* * *
В ЗГВ были все на подбор.
И наказы отцов чтили свято.
Если б были мы там до сих пор,
Неизвестно, где было бы НАТО!
(Неизвестный военный журналист).
Культ силы - это фундамент, основа основ и ядро мировоззрения русского человека вообще и его советского подвида в частности. Посему по сей день нам с вами из каждого утюга вещают о могучести Несокрушимой и Легендарной, которая в едином порыве могла - вот прям хоть сейчас! - вскочить на танки и, форсировав Рейн, с гиканьем и плясками устремиться к Ла-Маншу. Но пришли Ельцин, Кравчук (Макарыча отчего-то особо не любят, да), Шушкевич и, внезапно, Горбачёв и - всё покатилось к чертям собачьим: ни тебе Рейна, ни Ла-Манша, ни гиканья и плясок (хотя, вот, в стареньком фильме из самого начала 1990-ых «Удачи вам, господа!» пляски-то как раз и остались). Посему сегодня - несколько слов за эту самую Несокрушимую и Легендарную.
Вот как-то так взяли пришли и между делом поделили… Рисунок, созданный по мотивам опубликованной на рубеже 1991 - 1992 годов в белорусском сатирическом журнале «Вожык» карикатуры.
Предыстория такова. Конец 1990-го года. То ли ГДР, то ли уже объединённая ФРГ, но в любом случае - восточная часть Германии. Земля Бранденбург, городишко Вюнсдорф.
К слову, городок крайне любопытный уже в силу того, что в очередной раз подтвердил, что подобное тянется к подобному: если в 1941 году наступающие немцы, входя в города и веси Советского Союза, оборудовали свои пыточные отделения, как правило, в чекистских казематах, то в 1945 году в Вюнсдорфе на ближайшие 45 лет поселился штаб командования Группы советских оккупационных войск в Германии (далее - Группы советских войск в Германии (с 1954 года) и Западной группы войск (с 1989 года)), приняв эстафету не от кого-нибудь, а от самого Верховного командования сухопутных войск Вермахта (Oberkommando des Heeres).
Ну, так вот, конец 1990 года. Уже принято решение о выводе Группы советских войск из Германии, утверждён график этого вывода, но остаётся один вопрос, который, в общем-то, и яйца выеденного не стоит: проезд через Особую зону. Далее - цитата из воспоминаний советника-посланника посольства СССР в ГДР товарища Максимычева Игоря Фёдоровича [Максимычев И.Ф. Берлинский дневник (1989 - 1992 гг.). - М.: РАН, 2019. - с. 202 - 203]:
Схема возможных направлений наступательных действий армий стран-участниц Организации Варшавского договора, опубликованная Грэмом Тёрбивиллом (Graham H. Turbiville) в 1976 году в статье “Invasion in Europe - A Scenario”.
«… Показательной была эволюция атмосферы вокруг месторасположения главного командования ЗГВ в Вюнсдорфе под Берлином. Особая зона в этом районе, доступ в которую местному населению был закрыт, возникла весной 1953 года, когда командование Группы советских оккупационных войск в Германии было переведено сюда из Потсдама. Проживавшими в окрестностях Вюнсдорфа немцами наиболее болезненно воспринимался тот факт, что особая зона перекрыла федеральную дорогу B96, и для проезда в соседние городки требовалось пользоваться долгими и неудобными объездными путями. Их не утешал тот факт, что запрет проезда относился и к советским гражданам, в том числе сотрудникам посольства, не имевшим соответствующих пропусков, скупо выдаваемых военными. Избранные в 1990 году новые общинные власти обратились сначала к правительству ГДР, а затем и к общегерманскому правительству с требованием принять меры для исправления сложившегося положения. Однако всё упиралось в обязательные для исполнения советские инструкции о соблюдении безопасности режимных объектов.
Боннское министерство транспорта сообщило заявителям, что управление особой зоной продолжает оставаться в компетенции командования ЗГВ вплоть до завершения вывода советских войск в 1994 году. Тогда члены общинного совета вступили в прямые переговоры с комендантом Вюнсдорфа всё с той же целью добиться открытия дороги B96. Тот распорядился выдать пропуска членам совета, но отказался удовлетворить остальные заявки (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь), которых поступило более тысячи…».
Погрузка советской военной техники на паром «Композитор Мусоргский» в Ростокском порту. Германия, март 1991 года.
По ходу пьесы отметим, что советский комендант действует в рамках традиционной советской же, а потом и российской практики подкупа недовольных (ага-ага, Советский Союз - страна, где все равны). Впрочем, самый жир стал сочиться позднее, когда комендант раззявил рот, дабы пояснить, отчего нельзя открыть проезд через Особую зону для всех туземных жителей:
«… Отказ мотивировался тем, что в этом случае производимый проезжающими автомобилями шум превысит допустимый для особой зоны уровень, а также возникнет опасность того, что будут раскуплены товары расположенных в Вюнсдорфе торговых точек (в расположении ЗГВ работала сеть магазинов “Военторга”, продававшие советские и импортные товары по ценам частично ниже, чем немецкие). Трудно судить, насколько убедительными оказались эти аргументы, но в ответ члены общинного совета демонстративно отказались получать изготовленные для них пропуска…».
Как говорится, иногда лучше жевать, чем говорить. Представитель Великой Державы, итить его в канделябр! Офицер - это звучит гордо!! Какой там Рейн или - прости, Господи! - офицерская честь? Главное - это шмотьё и его доступность по хорошей цене для своих. И так - на всех уровнях: запах гнили и разложения. А вы говорите: три алкаша страну развалили…
И - да, немцы-то - умнички: взяли, да и отказались от пропусков, все до единого! Русские - увы! - так не умеют.