На днях попался мне замечательный документ из истории русского коллаборационизма в годы Второй Мировой войны. Вообще-то, за годы изучения прошлого (как бы пафосно это ни звучало, но что есть - то есть: из песни, как говорится, слов не выбросишь, да) мне доводилось много что видеть и много чего читать, но такой документ - это нечто!
Речь идёт о письме, писанном в самом начале советско-германской войны - 21-го августа 1941 года - стародубчанином (это на Брянщине) Алексеем Артемьевичем Пусевым, которое было адресовано… командиру 6-го танкового полка 3-ей танковой дивизии 2-ой танковой группы оберст-лейтенанту (на наши деньги - подполковнику) Ве́рнеру А́льфреду Ви́льгельму фон Леви́нски (Werner Alfred Wilhelm von Lewinski)…
Сразу отвечая на непрозвучавший вопрос: нет, не сын и не брат генерал-фельдмаршала Э́риха фон Леви́нски-Ма́нштайн (Fritz Erich Georg Edouard von Lewinski genannt von Manstein), хотя, судя по фотографии, мог состоять с ним в каком-то кровном родстве…
Адресат письма оберст-лейтенант Ве́рнер фон Леви́нски.
Да, так вот - письмо. Человек,
сделавший его достоянием заинтересованной общественности, не смог перешагнуть через свои взгляды на жизнь, отчего вся публикация буквально пронизана негативными коннотациями - письмо, как он полагает, выдаёт в авторе глупого человека и, вообще, судя по всему, писано под чью-то диктовку; Алексей Артемьевич принялся за него, вероятно, со страху, когда получил повестку из местного военкомата, а кроме того, продал не пойми кому душу и т.д. и т.п. В общем, много глупостей и гадостей написал публикатор, не говоря уже об отсутствии в его словах элементарной логики.
А всё почему? А всё потому, что уж больно нетривиальное содержание у этого письма. Впрочем, читайте сами. Сперва помещаю расшифровку фотокопии письма (орфография и пунктуация авторские; я лишь кое-где поставил точки в предложениях, дабы упростить прочтение документа), а потом - сама фотокопия, ибо иначе разобраться в каракулях малограмотного стародубчанина вам будет непросто:
«Привет уважаемия гости и друзья Господа Немци освободители руского народа от гнета кравожада сталина и его кравожадной банди самозванцев.
Ми руски народ порабощонни грузинским бандитом самозванцем сталиним. От имени порабощонного руского народа шлем свой горячи пламенной привет глубоко уважаемому нашему освободителю от гнета Господину (Гитлеру) и его героям верним воинам. сдолгим нетерпениям ми вас ждали но наконец и до ждались вашего освобождения и тепер мы обещаем вам помогать до окончательно разгрома московских сталинских врагов которие грабили нас до последней рубашки и убивали нас тюрмами.
Уважаемия Господа Немци еслиби ви отискали моих синов. у вас они у плену. я им как шли на войну приказивал убегайте у плен и ви будите живи. то тогда нас 3 человека добровольно пойдем громить наших врагов у москву и до победи. Сини моя били на хронти. у осовецкой крепости у польше которого зовут Никита Алексеевич Пусев. второй бил под гомлем Федор Алексеевич Пусев.
А поетому и прошу Господ Немцев отпустить моих сынов домой они пойдут в ряды ваши свами воеват что хозяйство мое било разграблено в 1931 году сталинской бандой и дети били виброшени зимой на улицу. виростали они где попало по свету. и тепер ми по жизни не забудем. обжаловал я у верховни совет о возврате хотя одной лошади и коровы и дома. то мне отказали на что прилогаю справку оботказе.
А поетому и прошу вашего полковника обратит внимания и дать содействие о возврате моих синовей на родину за что я буду благодарен вами.
Спочтениям квам Господа Немци уважаемой вас Пусь Алексей Ар.
Кладбищенская № 20
21/8-41 год».
Фотокопия письма. Нажмите на изображение для его увеличения.
Вот такое вот письмо, такая житейская загогулина получилась. Никого осуждать не собираюсь, ибо в жизни у каждого из нас своя тропа, и судить кого-то, что он, де, свернул не туда, не зная всех перипетий и деталей, глупо и просто нечестно. Скорее даже наоборот: есть некоторая симпатия к этому человеку, коий в условиях тотальной пропаганды ставил семейные ценности выше государственных и готов был любыми средствами бороться за жизнь своих детей.
Кстати, это письмо в некотором роде является дополнением к моей заметке
«Крестьянское счастье».
P.S. С таким-то домашним адресом, как у Алексея Артемьевича Пусева, жизнь играет новыми красками. Особливо после пережитых испытаний, да.
P.P.S. Кстати, о судьбах героев письма. О них ничего неизвестно, кроме того сына, что проходил службу в Осовецкой крепости. Судя по
данным, опубликованным на сайте «Память народа», Пусев Никита Алексеевич, 1920 года рождения, был призван в ряды РККА в 1940 году Стародубским РВК и пропал без вести в декабре 1943 года. Причём в Именном списке безвозвратных потерь личного состава по Стародубскому райвоенкомату Брянской области, составленном 05.08.1946 года, указано, что он пропал без вести в 1941 году, после этот год перечёркнут простым карандашом и сверху ним же вписана новая дата - декабрь 1943 года. Видимо, Никита Алексеевич действительно попал в германский плен в 1941 году, а после каким-то образом оказался на свободе и, видимо - как это часто случалось в ту войну, - после занятия территории частями Красной Армии был мобилизован в неё повторно.