ГЛЫБА

Feb 15, 2024 09:03

Прочитал я нынче речь немецкого писателя и лауреата Нобелевской премии по литературе за 1929 год Па́уля То́маса Ма́нна (Paul Thomas Mann) «Германия и немцы», произнесённую им в 1945 году в Библиотеке Конгресса США уже в статусе американского гражданина, а в речи - характеристику Ма́ртина Лю́тера (Martin Luther).

Получился очень яркий, мощный образ, как по мне. В изображении Ма́нна Лю́тер - это глыба, матёрый человечище, как назвал Ленин графа Толстого. И что вполне закономерно, глыба, полная убийственных противоречий. Причём убийственных не только для самого Лю́тера, но и для всего Германского мира. По сути, это личность, заложившая основу современной для То́маса Ма́нна Германии и потому, по мнению писателя, ответственная за то, в кого превратились немцы во второй четверти ХХ века:

«Мартин Лютер - грандиозная фигура, воплотившая в себе немецкий дух - был необыкновенно музыкален. Откровенно говоря, я его не люблю. Немецкое в чистом виде - сепаратистски-антиримское, антиевропейское - отталкивает и пугает меня, даже когда оно принимает форму евангелической свободы и духовной эмансипации, а специфически лютеровское - холерически-грубая брань, плевки и безудержная ярость, устрашающая дюжесть в сочетании с нежной чувствительностью и простодушнейшим суеверным страхом перед демонами, инкубами и прочей чертовщиной, - всё это вызывает во мне инстинктивную неприязнь. Я бы не хотел быть гостем Лютера и, оказавшись с ним за одним столом, наверное, чувствовал бы себя как под гостеприимным кровом людоеда; я убежден, что с Львом Десятым, Джованни Медичи, доброжелательным гуманистом, которого Лютер называл “эта чёртова свинья, папа”, я гораздо скорее нашёл бы общий язык. К тому же я не считаю непреложным противопоставление народной силы и цивилизации, антитезу: Лютер - утончённый педант Эразм. Гёте преодолел эти противоположности и примирил их. Он олицетворяет собой цивилизованную мощь, народную силу, урбанистический демонизм, дух и плоть в одно и то же время, иначе говоря - искусство… С ним Германия сделала громадный шаг вперёд в области человеческой культуры, - вернее, должна была сделать; ибо в действительности она всегда больше держалась Лютера, нежели Гёте. Да и кто станет отрицать, что Лютер был великим человеком, великим на самый что ни на есть немецкий лад, великим и сугубо немецким даже в своей двойственности как сила освободительная и вместе с тем тормозящая, как консервативный революционер. Ведь он не только реформировал церковь - он спас христианство. В Европе привыкли упрекать немецкую натуру в нехристианственности, в язычестве. Это весьма спорно. Германия самым серьёзным образом относилась к христианству. Немец Лютер воспринимал христианство с наивно крестьянской серьёзностью в эпоху, когда его нигде уже не принимали всерьёз. Лютеровская революция сохранила христианство, - примерно так же, как New Deal предназначен сохранить капиталистический строй (пусть даже капитализм этого и не понимает).




Ма́ртин Лю́тер. Портрет кисти художника Лю́каса Кра́наха Старшего (Lucas Cranach der Ältere), 1526 год. Бриджменская библиотека искусств (The Bridgeman Art Library).

Нет, Мартину Лютеру нельзя отказать в величии! Своим потрясающим переводом библии он не только заложил основы литературного немецкого языка, впоследствии обретшего совершенство под пером Гёте и Ницше; он разбил оковы схоластики, восстановил в правах свободу совести и тем самым дал мощный толчок развитию свободной научной, критической и философской мысли. Выдвинув положение о том, что человек не нуждается в посредниках для общения с богом, он заложил основы европейской демократии, ибо тезис: “Каждый сам себе священник” - это и есть демократия. Немецкая идеалистическая философия, утончение психологии вследствие пиетистски, углублённого изучения сокровенных душевных движений, наконец, самопреодоление христианской морали во имя морали, во имя сурового стремления к правде, что, собственно, и было тем шагом вперёд (а быть может, и назад), который сделал Ницше, - всё это идет от Лютера. Он был борцом за свободу, хотя и на сугубо немецкий лад, ибо он ровно ничего не смыслил в свободе. Я имею здесь в виду не свободу христианина, а политическую свободу гражданина; мало сказать, он был к ней равнодушен, - все её побудительные причины и требования были ему глубоко отвратительны. Четыреста лет спустя один социал-демократ, первый президент Германской республики, заявит: “Революция мне ненавистна, как грех”. Это вполне по-лютеровски, вполне по-немецки. Так, Лютер ненавидел крестьянское восстание, которое, как известно, было поднято под знаменем евангелия, и всё же, одержи оно победу, оно могло бы направить всю немецкую историю по более счастливому пути - по пути к свободе; однако Лютер видел в этом восстании лишь дикий бунт, порочивший дело его жизни, духовное освобождение, и потому как только мог оплёвывал и осыпал проклятьями крестьян. Он призывал убивать их, как бешеных собак, и, обращаясь к князьям, провозглашал, что теперь каждый может завоевать право на вечное блаженство, если будет резать и душить этих скотов. На Лютере, выходце из народа, лежит серьёзная доля ответственности за печальный исход первой попытки немцев совершить революцию, за победу князей и все последствия этой победы […]

В политике Лютер не пошёл дальше того, что счёл неправыми обе стороны - и князей и крестьян, а такая позиция неминуемо должна была привести к тому, что, в конечном счёте, он стал считать неправыми (и тут он проявлял всё своё неукротимое бешенство) одних только крестьян. Он мыслил вполне по слову апостола Павла: “Всякая душа да будет покорна высшим властям”. Но ведь это относилось к властям всемирной Римской империи, которая была и предпосылкой, и политической ареной для распространения всемирной религии христианства, между тем как в случае с Лютером дело шло о реакционной власти мелких немецких князей. Его антиполитическая набожность, продукт музыкально-немецкой самоуглублённости и отчуждённости от внешнего мира, не только на века вперёд определила униженную покорность немцев перед князьями и государственной властью вообще, не только способствовала формированию характерного для дуализма немецкой души сочетания смелого, отвлечённого мышления с политической незрелостью, но и, прежде всего, сама весьма монументальным и внушительным образом представляет собою типично-немецкое явление - разрыв между национальным чувством и идеалом политической свободы. Ибо реформация, как и, позднее, восстание против Наполеона, была освободительным движением…».

Новое время, лютеранство, 16 век, христианство, живопись, история, мысли вслух, Пауль Томас Манн, публицистика, религия, протестантизм, Реформация, Люкас Кранах Старший, Германский мир, философия истории, Священная Римская империя, Мартин Лютер

Previous post Next post
Up