«ДРУЖБА - ДРУЖБОЙ, А ТАБАЧОК ВРОЗЬ»

Feb 07, 2024 09:02

Во времена оны, когда я опубликовал свои «Толстовские заметки» (раз, два и три), ко мне в блог набежала куча читателей, кои с гневом, ежеминутно впадая в истерику (это не гипербола - почитайте комментарии), стали доказывать, что, де, граф Толстой велик, а пан Гридь - распоследняя сволочь, из чёрной зависти к гению (да, вот так прямо и писали - к гению) и собственного ничтожества в стремлении опорочить имя графа копающаяся (сволочь - она!) в евойном грязном белье. И далее следовал сакраментальный вопрос, во времена оны так экспрессивно озвученный Свиридом Петровичем Голохвастовым: «Зачем же?!».

На самом деле в неоднократных попытках ответить на этот вопрос я практически пальцы стёр о клавиатуру, но - собака след не берёт: читатель, с готовностью поющий осанну графу Толстому и любому другому кумиру, не слышит аргументации.

Всё просто. Даже очень просто. Я полагаю, что, ежели мы оцениваем любого иного человека по евангельскому «По плодам их узнаете их», для литераторов сей подход не работает уже хотя бы потому, что дела их, сиречь - создаваемые ими произведения, суть не столько результат работы их фантазии и ещё чего-то там, сколько, в первую голову, писательского background’а. Иными словами, хотим мы того или нет, но по-настоящему понять творца без копания в корзине с его грязным бельём не получится. Ну, либо просто читайте условного Толстого и наслаждайтесь слогом - тут, как говорится, Jedem das Seine.

Да, так вот - к чему это я. Сижу, читаю, с головой погрузившись в реалии середины XIX столетия. Времечко - то ещё: аккурат тогда завязывались если не все, то большая часть тех узелков, которые развяжутся в ХХ веке. В политике - либерализм, социализм, национализм, сионизм и антисемитизм; в социальной сфере - борьба за равноправие рас, полов и однополую любовь; в военной сфере - немецкая школа стратегии; в шахматах - школа позиционной борьбы. И т.д., и т.п.




Николай Платонович Огарёв (слева) и Александр Иванович Герцен (справа) в эмиграции, около 1860 года.

Короче говоря, много чего нового, но и старого, проверенного временем, хватает. Например, обнаруживается интересный сюжет во взаимоотношениях Александра Ивановича Герцена и его близкого друга Николая Платоновича Огарёва. Первый уже уехал на чужбину, второй - пока ещё в родных краях. И вот Огарёв шлёт Герцену 02.11.1847 года (здесь и далее все даты - по новому стилю) депешу следующего содержания [Письма Огарёва к Герцену // Литературное наследство. Том шестьдесят первый. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - с. 769]:

«Через три дня я еду в Москву, саrо mio (Мой дорогой (ит.) - Пан Гридь). Не особенное желание выехать из деревни влечёт меня, но дела. Предприятия и обороты большие; я на пути разбогатеть, а это я почитаю необходимым. Еду я за деньгами в Белоомут. Но если мне понадобится ещё денег, то где взять? Вышли поскорей (если возможно) доверенность Григорию Ивановичу (Григорий Иванович Ключарёв - поверенный А.Н. Герцена в Российской империи. - Пан Гридь) о размене твоих билетов и выдачу мне взаймы под залог одного из моих имений, находящегося в Пензенской губернии до 85.000 ассигнациями (или на серебро до 25.000). Я тебе буду платить по 8% на два года. Если ты этого не сделаешь, это будет и глупо и скверно, ибо при закладной ты ничего не теряешь, не рискуешь, а 8% > 4%. Между тем я сим оборотом могу сделать себе на 1-й год тысяч 50 доходу лишнего, т.е. которого ещё не имел (а имею я не более 35), а на второй год и более. А это важно для всех моих здешних предприятий, ибо без этого их подвинуть трудно...».

Итак, другу нужны деньги на какие-то - судя по доходности - финансовые махинации, и Герцен, имея такую возможность, вполне естественно спешит ему на помощь. Уже через месяц, 04.12.1847 года, он через Огарёва направляет письмо своему поверенному [Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах. Том двадцать третий. - М.:. Изд-во АН СССР, 1961. - с. 48 - 49]:

«… Это письмо вам доставит Н.П. Огарёв. Он просит меня дать ему взаймы 25 т. серебр. по 8 пр[оцентов] на два года для оборота - и под залог пензенского имения. Я нахожу это дело выгодным, лично вполне и безусловно верю Огарёву, и для того намерен просить вас принять на себя труд и получить от меня доверенность на размену главного билета моего от 17 июня 1846 № 18034 сер[ия] 388 в сто т. Остальные деньги я попрошу переложить на десятитысячные билеты, даже полагаю лучшим на имя неизвестного. Это удобнее, а № вы сообщите искренно уважаемому мною Данилу Даниловичу Шумахеру (Управляющий Московской сохранной и ссудной казной - кредитного учреждения, которое принимало вклады и выдавало ссуды помещикам под залог имений и крепостных душ. - Пан Гридь), которому при свиданье сожми[те] и за меня покрепче руку. Так как дело такой важности требует вce гарантии, то я попрошу вас все акты составить с соблюдением всех форм, расходы все падают на Огарёва (Выделено мной. - Пан Гридь)…».

Вероятно, кого-то смутит денежная составляющая в отношениях между друзьями - заём, проценты и, опять же, эта скребущая по сознания фраза «расходы все падают на Огарёва», но будем реалистами: сумма в 25 тыс. рублей серебром - это вам не баран начихал, можно чуток и подстраховаться.

А дальше начинается интересное: история по неведомой мне причине изрядно подзатянулась, и через 10 месяцев (!), 14.10.1848 года, Герцен с явно читаемыми сомнениями пишет Ключарёву [Там же, с. 108 - 109]:

«... Хотя я никак не считаю действительно выгодным давать деньги взаймы, тем не менее этот случай составляет полное исключение. Огарёв принадлежит к самым близким людям, мы с ним росли вместе, и не только материально вместе - но и душевно. В нём я совершенно уверен. Если я затруднялся и приискивал обеспеченья в такой значительной сумме - это единственно в одном несчастном предположении смерти Огарёва, ибо его наследнику я не верю, племянники несовершеннолетни, а Плаутин (Сергей Фёдорович Плаутин, полковник в отставке, муж старшей сестры (свояк) Огарёва, Анны Платоновны. - Пан Гридь) сам не может, я думаю, внушить доверия даже своей жене. - Видя теперь и из вашего письма, и из письма Огарёва, что деньги ему необходимы на оборот, я решаюсь их ему дать. Пусть Маршев (Купец 2-ой гильдии Иван Иванович Маршев, побочный брат Н.П. Огарёва. - Пан Гридь) с своей стороны подпишет (как вы лучшим найдёте), пусть будут соблюдены все возможные формы - кроме залога именья, что оказывается невозможным. - Я очень желал бы, чтоб вы приняли на себя труд заметить Огарёву, что мне очень хотелось бы на всякий случай, чтоб он особенно поручил этот долг и прежний во внимание своих наследников. […] Разумеется, чем меньше, тем лучше. Лучше 20 т., нежели 25 - но, если им непременно нужно 25, я согласен, проценты за один год вперёд (Выделено мной. - Пан Гридь), по прошествии года можно будет вексель протестовать, и тогда он пойдёт ещё на год…».




«Портрет Анны Платоновны Плаутиной с сыном» кисти художника Карла фон Хампельн (Karl von Hampeln) - к слову, глухонемого от рождения, - созданный в 1830-ые годы. Портрет производит неизгладимое впечатление. Должен заметить, что мне нравятся работы фон Хампельн, но эта - нечто! Видимо, сказалось наложение великолепной техники мастера на сногсшибательную натуру (а судя по портрету, Анна Платоновна в лучшие свои годы - на полотне ей под тридцать - была эффектной дамой!).

Ну, не знаю, не знаю. Чем дальше в лес, тем меньше вся эта история становиться похожей на настоящую мужскую дружбу: мало того, что Александр Иванович тянет с выдачей денег взаймы, так он ещё вдруг озаботился безопасностью своих денег на случай смерти друга (который - замечу я в скобках - переживёт его на семь лет) и, вообще, решил взять проценты за первый год вперёд! Ай да Герцен!

Впрочем, это ещё не конец истории - читаем далее [Там же, с. 109]:

«… Теперь о прежних счетах с Огарёвым. Я действительно писал ему о разных важных тратах - ему стоит только сказать, сколько потрачено им за меня. Всего за ним было к 1 янв. 1848 - 1.975 руб. сер. Сверх того, по заёмному письму одному от августа, другому от октября следовало за год 900 руб. сер. - Да от август[а] нынеш[него] год[а] и октября за год вперед опять 900. - Это составляет 3.775 сер. Если же Н[иколай] Пл[атонович] не отдал деньги Мар[ье] Касп[аровне], не по билету, а взятые в апреле 46 года - то я отдам ей ещё 160 сер., что и составит 3.935 руб., из которых пусть Огар[ёв] вычтет уплоченное за меня - остальное, если не встретится особых препятствий, можно вычесть с процентами (Выделено мной. - Пан Гридь)…».

Ну, тут, как говорил один мой старый знакомый, из цензурных слов на языке у меня вертятся только два - «в» и «на». Во-первых, вся эта бухгалтерия. Нет, деньги любят счёт - с этим вопросов нет. Но вы - друзья или как? Мало того, что даёте деньги друг дружке в долг, да ещё и под проценты (см. последнюю фразу в процитированном отрывке), так ещё и скрупулёзно каждую копейку фиксируете на бумаге! Во-вторых, я что-то никак в толк взять не могу: Александр Иванович ссужает под процент Николаю Платоновичу деньги, всё это записывает в свой гроссбух, так сказать, для памяти, а потом в один прекрасный день решает сверить цифирь с клиентом - ему, что, вера не позволяет написать лучшему другу? Обязательно это делать через поверенного?

М-да… Возвращаясь к тому, с чего я начал эту заметку, - к грязному белью великих людей. Читая такое, я, конечно, могу разочароваться в людях, кои до того имели некий авторитет в моих глазах, и это - минус данного подхода.

Но у него есть и парочка громадных плюсов. Первый - это то, о чём я написал выше: мы лучше начинаем понимать истоки многих мыслей и идей, которыми щедро делились с нами литераторы. Второй плюс заключается в том, что вся эта «прачечная» - своего рода алмаз, на котором проверяются люди. В данному конкретном случае и Герцен с Огарёвым и совсем не связанные с ними персонажи. В России принято много говорить о своей исключительности, духовности в противовес «бездуховному Западу». Но, вот, смотрю я на двух современников Александра Ивановича, великих друзей (без дураков!) Карла Хайнриха Маркса (Karl Heinrich Marx) и Фридриха Энгельса-младшего (Friedrich Engels), и не нахожу в них подобных мелочности и крохоборства: если надо было, Энгельс и деньги Марксу слал, и тексты его переводил, ничего не прося взамен…

Николай Огарёв, Карл фон Хампельн, 19 век, Александр Герцен, живопись, история, мысли вслух, Новейшая история, интересные факты, исторические фотографии, Анна Плаутина, русская эмиграция, письма

Previous post Next post
Up