«… ЖИЛ-БЫЛ АНРИ ЧЕТВЁРТЫЙ…»

Jan 27, 2024 09:05

Правда, в нашем случае не Анри, а Луи. И не четвёртый, а девятый. И не вино любил до чёрта, а слыл богобоязненным католиком. Впрочем, как и в процитированной в названии текущей заметки песне из широко известного фильма, был он королём, как и его визави, и опять же, как и Анри IV (Henri IV), королём Франции. Жил и правил сей замечательный монарх своим королевством в середине XIII столетия. А как помер, так Святой Престол сразу же - спустя каких-то 27 лет опосля смерти, что, с точки зрения администрации Наместника Бога на земле, означало то самое «сразу же», - взял, да и канонизировал его.

Как водится в среде святых коллег, был Луи при жизни жутко добрым и чудовищно восприимчивым к чужому мнению. Особливо по вопросам веры, ага. В лучших традициях европейского Средневековья Луи IX (Louis IX) издавал ордонансы (на наши деньги - королевские указы), коими, например, предписывал своим «любимым» еврейским подданным (сам он откровенно говорил, что не позволит им «… спокойно вершить свои дела и отравлять мою землю своим ядом»: такая, вот, любовь - Адольф Хитлер расчувствовался бы) носить на своих одеждах нашивки, указывающие прохожим, что те имеют дело с богопротивными иудеями. Или приказывал уничтожить все имевшиеся в пределах его королевства экземпляры Талмуда (и ведь до того преуспел в этом начинании, что, почитай, все - за малым исключением - взял и извёл, сволочь коронованная!). А то и просто изгонял иудеев за пределы прекрасной Франции. Короче говоря, замечательный был человек!




Луи IX Святой. Миниатюра из Bible moralisée de Tolède. Между 1227 - 1234 годами. Библиотека и музей Моргана (Morgan Library & Museum), Нью-Йорк, США. Интересно, что список Bible moralisée de Tolède, за исключением восьми листов, хранится в Кафедральном соборе Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo). В собрании же Библиотеки и музея Моргана находятся лишь эти самые помянутые восемь листов.

И вот, значит, присовокупил он к истории о теологическом диспуте, рассказанной своему сподвижнику Жану дё Жуавилль (Jean de Joinville) и переданной мной в заметке «О правилах ведения дискуссий», комментарий. Я назвал бы его феерическим, ибо это нечто! Итак - наслаждайтесь [Жуанвиль Ж. де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. - СП(б): «Евразия», 2012. - с. 20]:

«§53. Тогда аббат подошёл к рыцарю (Тому самому, коий в качестве весомого богословского аргумента, дал иудейскому мэтру костылём по башке. - Пан Гридь) и сказал, что он поступил крайне безрассудно. А рыцарь ответил, что аббат поступил ещё безрассуднее, собрав подобный диспут; ибо прежде, чем беседа подошла бы к концу, здесь собралось бы великое множество добрых христиан, которые ушли бы отсюда совершенно разуверившимися, под влиянием евреев. “И я вам говорю тоже, - добавил король, - что никто, кроме учёных клириков не должен вести с ними споры; мирянин же, когда он слышит, как поносят христианский закон, должен защищать христианскую веру не иначе, как мечом, погрузив его в живот врага настолько, насколько он туда войдёт (Выделено мной. - Пан Гридь)”».

Должен заметить, что в монографии Жака Ле Гоффа об этом святом монархе данный отрывок процитирован в невероятно сочном переводе В.И. Матузовой и оттого производит на читателя просто неизгладимое впечатление [Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. - М.: НИЦ «Ладомир», 2001. - с. 610]:

«… Но мирянин, услышав клевету на христианский закон, должен защищать его только мечом, вонзая его в живот [своего противника], да поглубже (Выделено мной. - Пан Гридь)».

Средневековье, католичество, Жан дё Жуавилль, христианство, история, евреи, Франция, миниатюры, иудаизм, интересные факты, религия, Луи IX, 13 век, летописи и хроники

Previous post Next post
Up