Предыдущий выпуск -
тут.
Знающие люди утверждают, что история изучает закономерности развития человеческого общества. Наверное, это так. Но лично для меня история - это, прежде всего, люди, жившие сто, двести, тысячу лет назад, любившие и ненавидевшие, радовавшиеся и горевавшие, своими руками, незаметно для себя и окружающих, исподволь создававшие наш мир.
Самое печальное, как бы банально это не звучало, - то, что жизнь полна несправедливостей, и, пожалуй, самая главная из них заключается в том, что при жизни на виду находятся, как правило, «большие люди» - выдающиеся государственные деятели, известные политики, крупные дельцы, полководцы, и после смерти помнят их же, а люди рангом пониже как были в тени, так и пропадают в мутных волнах Леты. Вот об одном таком человеке из далеко не первой обоймы я и хочу поведать вам сегодня.
Собственно говоря, узнал я о существовании героя данного повествования совершенно случайно: читая книгу Николая Дмитриевича Кондратьева «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения», встретил упоминание о Бруксе Адамсе и заинтересовался им. А персона эта, нужно сказать, весьма примечательна.
Начать хотя бы с того, что, несмотря на всю свою неординарность и всё влияние, которое она оказала на развитие политической мысли в США (да чего там греха таить: пожалуй, и внешнеполитического курса этого государства), информации о Бруксе Адамсе на русском языке чуть менее, чем ноль. Самое интересное, что и на английском языке её не на много больше: лишь две куцые статейки. Посему прошу читателей строго не судить автора заметки: как говорится, чем богаты...
Итак, начнём, помолясь...
Питер Чардон Брукс Адамс (1848 - 1927), приблизительно 1910 год.
В личности Питера Чардона Брукса Адамса (Peter Chardon Brooks Adams) интересно буквально всё, начиная с его происхождения. Родился он 24.06.1848 года в Куинси, штат Массачусетс, в весьма знатной и богатой американской семье. По линии своего батюшки, Чарльза Фрэнсиса Адамса (Charles Francis Adams) Питер был одновременно правнуком видного деятеля Американской революции и второго президента США Джона Адамса (John Adams) и внуком шестого американского президента Джона Куинси Адамса (John Quincy Adams)! По линии своей матушки Абигэйл (Abigail) Питер приходился внуком состоятельному дельцу-страховщику Питеру Чардону Бруксу (Peter Chardon Brooks), в честь коего, судя по всему, и получил своё имя. По слухам, дед был одним из богатейших людей Массачусетса: когда 01.01.1849 года старик отдал Богу душу, он оставил своим наследникам - четырём сыновьям и трём дочерям - огромное состояние, которое оценивалось приблизительно в 2 млн. долларов!
Принимая во внимание то, что и дед, и прадед нашего героя по отцовской линии до своего президентства были практикующими адвокатами, не удивительно, что Питеру была уготована стезя крючкотворца и бумагомарателя: в 1866 году он поступил в Гарвардский университет (Harvard University), а в 1870 году, по окончании оного, начал обучение в Гарвардской школе права (Harvard Law School). Уже в 1873 году он завершил обучение и получил право на адвокатскую практику в суде. Но, как оказалось, душа молодого человека не лежала к адвокатской мантии и судебным разбирательствам: он мечтал о лаврах политика и писателя (наверное, это наследственное). Он тем более мог позволить себе забросить университетский диплом, что как раз в это время получил свою долю от дедовского наследства.
О том, как протекала жизнь Брукса Адамса в следующие пятнадцать лет, разузнать мне удалось немного, но оно стоит потраченных на поиск усилий: хотя люди, знавшие его близко в это время, находили его недоверчивым, угрюмым и чудаковатым - одним словом, непригодным для занятия публичной политической деятельностью, наш герой сделал стремительную карьеру в массачусетской Демократической партии, выйдя на первые роли, и даже одно время рассматривался как вероятный кандидат на пост губернатора штата! И тем не менее, Брукс Адамс, наплевав на карьеру политического деятеля, порвал с партией, так сказать, положил партбилет на стол и с головой ушёл в научную работу.
- Какова же причина столь радикального шага? - Спросите вы.
Его убеждения не соответствовали руководящей линии партии: в то время, как в среде демократов сильны были изоляционистские настроения, Брукс Адамс ратовал за американский экспансионизм. Вот, если честно, вы много знаете людей, которые отказываются от идущей в гору карьеры ради своих убеждений? Теперь одного такого я точно знаю.
Итак, уйдя из политики (но не прекращая следить за ситуацией в стране и мире), Брукс Адамс занялся историей. В течение нескольких лет из-под его пера вышел целый ряд работ, одна из которых - «Закономерности развития цивилизации и её упадок» (“The Law of Civilization and Decay”, 1895 год) - сыграла важную роль в судьбе нашего героя.
Какими-то, одному Богу известными путями эта книга, доказывающая, что ход развития цивилизации обуславливается, главным образом, экономическими условиями, попала на стол вице-президента США Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt), и Брукс Адамс обрёл в его лице горячего поклонника.
Уже осенью 1901 года, после смерти в результате «неудачного удачного» покушения избранного на второй срок президента Уильяма Мак-Кинли (William McKinley) у кормила государства встал Рузвельт, который практически сразу пригласил Брукса Адамса в свою команду в качестве советника. Как говорится, пустили козла в огород… На своём новом посту тот выступил активным сторонником экспансии США и обязательного регулирования американского бизнеса (напомню, начало ХХ ст. - это время активного создания картелей и трестов не только в Соединённых Штатах, но и во всём развитом мире, а бороться с монополиями - себе дороже).
И вот, будучи советником президента, в 1902 году Питер Чардон Брукс Адамс выпустил очередной opus magnum - «Новая Империя» (“The New Empire”), в котором проанализировал весь ход мировой истории с древности до современности.
Признаюсь честно, всю работу я не читал: бегло ознакомился с заключительной, шестой, главой и должен сказать - это нечто! Это самый настоящий рупор американского экспансионизма и великодержавия, с конкретными целевыми установками! Собственно, вот финальный аккорд всей книги [Brooks Adams P.Ch. The New Empire. - N.Y., L.: Macmillan & Co., 1902. - pp. 208 - 209]:
«... Мир, кажется, согласился с тем, что США, вероятно, достигнут, если, конечно, ещё не достигли, экономического верховенства. Источник его лежит близ Нью-Йорка. Ни в каком ином месте такой способ хозяйствования не восторжествовал; нигде нет таких громадных свершений; нигде нет столь совершенного управления; нигде такие массы капитала не сконцентрированы в одних руках. И превратившись в торговую империю, Соединённые Штаты распростёрлись вдоль торговых путей, ведущих в их сердце из зарубежных стран, подобно тому, как расширялась любая империя со времён Саргона до наших дней. Вест-Индия дрейфует к нам, Республика Мексика едва ли более независима, чем Индии, а Мехико - обычный американский город. С завершением Панамского канала вся Центральная Америка станет частью нашей системы. Мы расширились в Азию, завоевали осколки испанских владений и обратили свой взор на Китай, воспрепятствовали сближению России и Германии, области которых до недавнего времени, как полагалось, лежали вне сферы наших интересов. Мы проникаем в Европу, и Великобритания, постепенно занимая подчинённое нам положение, должна быть уверенна в нас, как в базе, из коей она получит продовольствие в мирное время и без которой не выстоит в годину войны.
Если предположить, что развитие Соединённых Штатов в следующие пятьдесят лет будет лишь таким, каким оно было в предшествующие полвека, без какого-либо небывалого ускорения, они превзойдут любую империю, взятую по отдельности, если не все империи сразу. Весь мир будет платить нам дань. США станут средоточием торговли, и порядок, существовавший от начала времён, будет изменён (Выделено мной. - Пан Гридь)...».
Не могу сказать, как долго Брукс Адамс был советником президента (уже в 1903 году он стал преподавателем Школы права Бостонского университета (Boston University School of Law), оставаясь им до 1909 года), но то, что дружеские отношения с Теодором Рузвельтом у него сохранились, - это факт: в 1912 году Питер Чардон Брукс Адамс участвовал в кампании по обеспечению права на выдвижения Рузвельта в кандидаты в президенты США от Республиканской партии.
Судя по всему, эта неудачная кампания стала лебединой песней Брукса Адамса в политике: с этого момента он был предоставлен самому себе - ездил в Германию на отдых, изредка читал лекции, вёл переписку. А 13.02.1927 года наступил конец.