РЫЦАРИ ВЕСТЕРОСА

Jan 06, 2024 09:05

Я тут мало-помалу продолжаю исследовать (назовём это так - громко и пафосно!) мир фэнтези - уж очень меня зацепила тема соотнесения придуманных миров с законами реальной истории. И по этому случаю наткнулся я в Сети на довольно, таки, примечательный сборник статей - «Игра престолов: Прочтение смыслов. Историки и психологи исследуют мир Джорджа Мартина».

Сборник, замечу по беглому его просмотру, получился неровным: статьи в нём разного качества - от откровенного шлака, написанного, к тому же, каким-то откровенно убогим языком, до вполне себе добротных.

Особо выделяется статья историка Владимира Костырева (кандидатская диссертация у него по Позднему Средневековью - «Представления о платной военной службе в эпоху Столетней войны»). Статья довольно большая. Тем не менее, я не могу удержаться и не поделиться с вами особенно понравившимся мне фрагментом [Костырев В. Герои, убийцы, мудрецы: Рыцарство Вестероса / Игра престолов: Прочтение смыслов. Историки и психологи исследуют мир Джорджа Мартина. - М.: Издательство АСТ, 2019. - с. 94 - 98]:




Эль Сид Кампеадор (El Cid Campeador), он же - Родриго Диас де Вивар (Rodrigo Díaz de Vivar) [1041/1057 - 1099] - кастильский дворянин, правитель Валенсии. Бронзовая конная статуя Сида была создана скульптором Хуаном Кристобалем Гонсалесом Кесадой (Juan Cristóbal González Quesada) и установлена в Бургосе (Испания) в 1955 году.

«НУЖНЫ ЛИ ВЕСТЕРОСУ РЫЦАРИ?

Однако Мартин всё-таки не профессиональный историк, а Вестерос - не Западная Европа XIV - XV веков. Создатель “Песни льда и пламени” упускает некоторые детали, важные для представления о рыцарстве как культурном феномене.

У рыцарства Вестероса нет прошлого. Мы практически ничего не знаем о том, как оно появилось, развивалось и что его ждёт впереди, в то время как в средневековой Европе оно прошло через ряд этапов развития. В своеобразной энциклопедии саги, “Мире льда и пламени”, есть отрывочные упоминания о рыцарях в разный период истории Вестероса, но из них не складывается единой картины. Главный вопрос - зачем Семи королевствам рыцарство? В Европе появление тяжеловооружённых конных воинов стало ответом на наступление кочевников и арабов и результатом контактов с ними. В Вестеросе подобной внешней угрозы не было. Вторжения и завоевания оканчивались победой завоевателей - первых людей, андалов и ройнаров, но даже они остались в далёком прошлом (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь).

Непонятно также, зачем Вестеросу были нужны рыцари до событий “Песни...”. Большие войны случаются здесь раз в несколько лет и быстро заканчиваются. Война Пяти Королей продолжается всего около двух лет и, очевидно, подходит к концу. Предыдущий крупный конфликт, восстание Бэйлона Грейджоя, состоялся за девять лет до неё и продолжался менее года. Мятеж Роберта Баратеона прошёл за пять лет до этого и длился около года. Ещё на 20 лет раньше Вестерос участвовал в Войне девятигрошовых королей. Рыцарство же - это сословие, чьей функцией в общественном разделении труда является война. В Семи королевствах, очевидно, нет такого количества конфликтов, которые могли бы задействовать столько воинов, сколько присутствует на страницах “Песни...”.

В различных частях исторической Средневековой Европы конфликты шли практически без перерывов: Столетняя война неслучайно получила такое название. До самого конца Средних веков полностью не исчезала крестоносная идея. Европейские рыцари порой буквально кочевали с одного “фронта” на другой. Например, рыцарь из “Кентерберийских рассказов” Джеффри Чосера воевал в Турции, Алжире, Египте, Пруссии, Литве, Испании. У него было достаточно реальных прототипов. Рыцарям же Вестероса даже за его пределами воевать практически негде, разве что в Спорных землях в Эссосе. В отсутствие войн рыцарство бы просто исчезло за ненадобностью.

Крестоносной идеи в Вестеросе, впрочем, не может быть из-за того, что нет христианства. В религии Семерых присутствует Воин, однако позиция церкви относительно войны и возможных пределов защиты веры до конца не ясна. В “Песни...” иногда упоминаются военные ордена, существовавшие ранее в Вестеросе, однако и здесь не совсем понятно, какова была их задача. В средневековой Европе госпитальеры, тамплиеры и другие духовно-рыцарские ордена возникли для защиты земель на Ближнем Востоке, в Испании и Прибалтике от язычников и мусульман, а заодно - для их покорения. Рыцарство же Семи королевств никогда не ставило перед собой таких задач. Религиозный характер войны можно заметить только в описании завоевания Вестероса андалами в “Мире льда и пламени”, хотя крестовый поход в исконные земли андалов в Эссосе мог бы, пожалуй, стать интересной идеей для какого-нибудь спин-оффа.

Отсутствие христианства, впрочем, имело бы и другие последствия для формирования воинского сословия в Семи королевствах. Идеи милосердия, помощи, служения, контроля над насилием и жестокостью, вероятно, не сформировались бы вообще или приобрели бы совсем иной вид. Воинское сословие в Вестеросе могло бы появиться без христианства или иной религии, способной занять его место, но оно, вероятно, отличалось бы от европейского рыцарства примерно так, как отличались от него самураи.

Наконец, условное рыцарство XIV - XV веков невозможно представить без взаимодействия с набирающей силу королевской властью. Корона в этот период постепенно начинает укреплять свои возможности в налогообложении, сосредоточивая у себя всё более значительные финансовые ресурсы, необходимые для ведения войны. Это, в свою очередь, позволяет королевской власти привлекать к себе на службу всё больше рыцарей и с их помощью вести войны, продвигая далее свои интересы. Укрепление центральной власти окажет на военное дело в Европе не меньшее влияние, чем появление огнестрельного оружия, однако в Вестеросе никаких подобных процессов мы не наблюдаем. Король обладает крайне ограниченной властью над лордами каждого из бывших Семи Королевств, сами они находятся в сложных отношениях, а иногда в открытом конфликте со своими вассалами. Первоочередной задачей Талли из Риверрана, да и любого другого владыки Речных земель, было бы уничтожение такого опасного соперника, как Фреи, и размещение своего гарнизона в замке, имеющем важное стратегическое значение, однако они даже не предпринимают таких попыток. На подобный шаг решается в своих владениях только Тайвин Ланнистер, за что получает широкое признание в песне о Рейнах из Кастамере. В ситуации, когда контроль сюзерена над вассалами постоянно основывается только на доброй воле последних, сложно представить, как монарх мог бы управлять обширными территориями Семи королевств из Королевской гавани.

Все перечисленные моменты можно выразить одной фразой - в Вестеросе до начала повествования не идёт история. Когда в Семи королевствах появляется наблюдатель в виде читателя или зрителя, логика развития событий заставляет мир меняться, но до этого он был статичен. Подобная ситуация вполне типична для произведений в жанре фэнтези, измеряющих время отрезками эпических масштабов и не приемлющих идею прогресса, но не имеет никакого отношения к постоянно меняющемуся реальному миру. Поставить это Мартину в упрёк, конечно, нельзя, ведь он пишет не историю, а художественное произведение, но всё же такая антиисторичность вызывает определённое разочарование на фоне пристального внимания писателя к образу эпохи и отхода от стереотипов фэнтезийного жанра».

Средневековье, 15 век, фэнтези, кинематограф, американская литература, литература, история, скульптура, Джордж Рэймонд Ричард Мартин, философия истории, мысли вслух, Вестерос, 14 век, фэнтезийный роман, американский кинематограф

Previous post Next post
Up