СКРЕПОНОСНОГО ВАМ В ЛЕНТУ

Jan 04, 2024 09:03

В своей пятой беседе, входящей в состав обширного сочинения «Книга бесед» (1669 - 1675 годы), идеолог русского старообрядчества Аввакум Петров (он же - протопоп Аввакум) противопоставляет процесс познания (собственно, это находит отражение уже в названии беседы - «О внешней мудрости») и смирение перед Богом. На первый взгляд, такое противопоставление может показаться сравнением несравнимого - тёплого с мягким, но в нравоучениях протопопа просматривается определённая логика:




«Путешествие Аввакума по Сибири». Картина кисти художника Сергея Дмитриевича Милорадовича, 1898 год. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

«… Альманашники, и звездочётцы, и вси зодейшики познали бога внешнею хитростию, и не яко бога почтоша и прославиша, но осуетишася своими умышленьми, уподоблятися богу своею мудростию начинающе (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь), якоже первый блядивый Неврод, и по нем Зевес прелагатай, блудодей, и Ермис пияница, и Артемида любобеица, о них же Гронограф и вси кроники свидетельствуют; таже по них бывше Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппократ и Галин: вси сии мудри быша и во ад угодиша, достигоша с сатаною разумом своим небесных твердей, и звёздное течение поразумевше, и оттоле пошествие и движение смотрях небеснаго круга, гадающе к лутшей жизни века сего, настоящей, или тщету или гобзование, и тою мудростию своею уподобляхуся богу, мнящеся вся знати. Якоже древле рече диавол: “поставлю престол мой на небеси и буду подобен вышнему”, тако и тии глаголют: мы разумеем небесная и земная, и кто нам подобен! И взимахуся блядины дети выше облак, - слово в слово, яко и сатана древле. Сего ради отверже их бог: благоизволил буйством апостольским спасти хотящих наследовати спасение. Вси христиане от апостол и отец святых научены быша смирению и кротости и любви нелицемерной; с верою непорочною, и постом, и со смиренною мудростию, живуще в трезвости, достизают не мудрости внешния поразумевати и луннаго течения, но на самое небо восходят смирением ко престолу царя славы и со ангелы сподобляются славити бога; души их во благих водворяются, а телеса их на земли нетлении быша и есть…».

Мы видим, что в приведённой цитате познание окружающего мира для Аввакума плавным образом перерастает в один из смертных грехов - гордыню: человек, познавший тайны бытия, почитает себя подобным Богу. Не случайно в первом ряду поминаемых протопопом поносными словами лиц, среди языческих богов и мудрецов, возвышается фигура Нимрода (‏נִמְרוֹד‏‎), царя Вавилона, Эреха, Аккада и Халне в земле Сеннаар, чьё имя связывается с возведением Вавилонской башни.




«Возведение Вавилонской башни». Картина кисти художника Питера Брэйхола Старшего (Pieter Bruegel de Oude), 1563 год. Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum), Вена, Австрия.

Как бы то ни было, а оная беседа - сочинение публицистическое и, в некоторой степени, даже полемическое: что бы в ней не писал опальный протопоп, на кого бы не ссылался, это была инвектива не против покрытых пылью стародавних преданий персонажей, а против вполне конкретных современников - никониан. Собственно, Аввакум далее по тексту принимается разоблачать их гнусности и непотребства:

«… Виждь, гордоусец и альманашник, где твои Платон и Пифагор: тако их же, яко свиней, вши съели, и память их с шумом погибе, гордости их и уподобления ради к богу. Многи же святии смирения ради и долготерпения от бога прославишася и по смерти обоготворени быша, понеже и телеса их являют в них живущую благодать господню, чюдесьми и знаменьми яко солнце повсюду сияют (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь). Виждь, безумной зодийшик, свою богопротивную гордость, каковы плоды приносите богу и творцу всех, Христу: токмо насыщатися и упиватися и баб блудить ваше дело. Прости, - не судя глаголю, к слову прилучилося. Не ваше то дело, но бесовское научение. Плакати о вас подобает, а не ругати: понеже плоть от плоти нашея и кость от костей наших, тела нашего и уды отчасти. Увы, отцы и братия наша! Увы, чада и друзи! Увы, приятели и сродство! Уже бо разлучишася от святых зде и в будущем веце. Како о вас не плакать? Плачю, рече, яко взял вас живых диавол, и не вем, где положити хощет: яве есть, сводит в преглубокий тартар и огню негасимому снедь устрояет. Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, - толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Узка бо есть, и тесен и прискорбен путь, вводяй в живот. Нужно бо есть царство небесное, и нужницы восхищают е, а не толстобрюхие.

Воззри на святыя иконы и виждь угодившия богу, како добрыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стульцы. И у кажного святаго, - спаси бог-су вас, - выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своём не догадалися так сделать, как вы их учинили!..».

Аввакум Петров устанавливает вполне осязаемую связь между гордыней и благочестием, с одной стороны, и телесным здоровьем, с другой: тела гордецов и грешников, в его трактовке, находят погибель от вшей, в то время как святые не только спасают свои души, но и обретают благодать Божью для тел своих. Далее протопоп технично «переходит на личности» - сравнивает жирные рожи никониан с ликами святых, понятно в чью пользу.




«Сожжение протопопа Аввакума». Картина кисти художника Петра Евгеньевича Мясоедова, 1897 год. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

И хотя в полемическом задоре много чего можно наговорить о своих оппонентах, мы видим, бросая взгляд окрест себя, что по большому счёту мятежный протопоп был прав: во всяком случае многие из описанных им и страстно бичуемых язв русского православного священства и по сей день являются таковыми.

В этом контексте меня заинтересовал один кусочек из этой беседы Аввакума, ради коего, собственно, я и написал данную заметку. Кусок, надо заметить, зело примечательный. Я бы сказал, скрепоносный. На фоне текущей риторики официальной пропаганды он горит ярчайшей звездой. Вот он:

«… Помните ли? - на сонмице той лукавой, пред патриархами теми вселенскими, говорите мне Иларион и Павел: “Аввакум милой, не упрямься, что ты на русских святых указываешь, глупы наши святые были и грамоте не умели, чему им верить!”. Помните, чаю, не забыли, - как я бранить стал, а вы меня бить стали. Разумныи! Мудрены вы со дьяволом! Нечего рассужать. Да нечева у вас и послушать доброму человеку: все говорите, как продавать, как куповать, как есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать (Выделено мной. - Пан Гридь). А иное мне и молвить тово сором, что вы делаете: знаю всё ваше злохитрство, собаки, бляди, митрополиты, архиепископы, никонияна, воры, прелагатаи, другия немцы русския. Святых образы изменили и вся церковныя уставы и поступки, да ещё бо християном милым не горько было! Он, мой бедной, мается шесть ту дней на трудах, а в день воскресной прибежит во церковь помолити бога и труды своя освятити, ано и послушать нечево - по-латыне поют, плясавицы скоморошьи! Да ещё бы в огонь християнин не шёл! Сгорят-су все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа и святых отец предания сгореть, да и в будущем вечно живи будем, о Христе Исусе, господе нашем ему же слава ныне и присно и во веки веком, аминь».

Итак, среди прочих непотребств, совершаемых священниками реформированной церкви, протопоп Аввакум упоминает хватание робят в олтаре за афедрон. Тут сразу нужно пояснить несколько моментов. Во-первых, робята - это лица мужеска пола уже хотя бы потому, что в алтарную часть христианских храмов женщинам путь заказан. Во-вторых, слово «афедрон» происходит из древнегреческого языка (ἀφεδρών) и на русский может быть переведено, как отхожее место или задница. Учитывая контекст, полагаю, несложно понять, кого и за какое место, бывало, хватали никониане в алтарной части православных церквей. Да так бывало, что сей грех на законных основаниях встал в один ряд с другими распространёнными грехами в среде священства - купить-продать, есть-пить, баб блудить…

Новое время, церковь, христианство, живопись, история, Пётр Мясоедов, Русская православная церковь, интересные факты, религия, Московское царство, Аввакум Петров, 17 век, богословие, Питер Брэйхол Старший, нравы, сексуальные девиации, православие, Никонианский раскол, Сергей Милорадович

Previous post Next post
Up