«Родиться свыше» (Иоан.3:3-8) ч.3

Sep 14, 2015 12:29

«Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. Святой Апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий Духа Божия, с большею точностью, прибавляет: Это не есть мудрость, нисходящая свыше от Бога, но земная, душевная, бесовская (Иак.3:15). Слова душевный, земной, не Божий, однозначны...
Где же дух у такого рода людей? В них же, но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, не свойственных душе и плоти по их природе, с другой - по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрицаются от земли, наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права. Мучения совести, боязнь Судьи-Бога, постоянная тоска, это суть его действия на душу, его стоны, отзывающиеся в сознании душевном. Так, в людях чувственных и душевных дух тлеет, как искра под пеплом. Возбуди его, или лучше, не мешай ему возбуждену быть Словом Божиим, проходящем до разделения души и духа (Евр. 4:12), и он явится во всей свой силе и власти»
Святитель Феофан Затворник
http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_3260.html

Подумалось: да, а где же дух у людей невозрожденных Святым Духом через Святое Крещение по вере в Благую Весть о Спасителе?  Святитель Феофан говорит, что дух человеческий - «в них же, но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом». Он заморен, он мертвый, но он, все-таки, - в них же. Он мертвый, потому что без силы Божией, без благодатных даров Духа Святого, дух человеческий жить не может. Но, хотя он и мертвый, его присутствие в невозрожденном человеке узнается по позывам совести, по страху наказания Свыше, по необъяснимой тоске как бы по чему-то потерянному. Невозрожденный, душевный человек старается гнать от себя эти проявления духа, потому что они мешают ему успешно жить в мире сем с его страстями, грехами и похотями.
Да, дух человеческий без благодати Божией, без силы и даров Святого Духа является мертвым - его как бы и нет вообще. Поэтому, правы и те, которые говорят, что человек состоит только из души и тела. Но это так - только в невозрожденном человеке, или, - в мертвом человеке (Лук.9:60). Чтобы такой страшный приговор не звучал над нами, надобно, обязательно надобно, нам всем «родиться cвыше» (Иоан.3:3-8)! И еще неверующим и номинально верующим! Надо крепко-крепко ухватиться верою за Евангелие спасения во Христе Иисусе, чтобы дух человеческий ожил силою, благодатию Духа Святого, которая даруется даром по живой, личной, горячей и нелицемерной вере. Или, как говорит святитель Феофан: «Возбуди его, или лучше, не мешай ему возбуждену быть Словом Божиим, проходящем до разделения души и духа (Евр. 4:12), и он явится во всей свой силе и власти». Чтобы Господь и нам мог сказать: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук.9:60).

см. ч.1; ч.2:
http://grgy.livejournal.com/370172.html
http://grgy.livejournal.com/370411.html

Святитель Феофан Затворник, Думы во Христе

Previous post Next post
Up