«Преподобный Иаков своей равноангельской жизнью достиг такой святости, что совершал великие чудеса: больных исцелял, прокаженных очищал, бесов изгонял, мертвых воскрешал. Но вот однажды нашло на него искушение. Ночью постучалась в его келию женщина, прося приюта, так как сбилась с пути. Преподобный сжалился над ней и, боясь, как бы не разорвали ее дикие звери, пустил к себе ночевать. После скудной трапезы святой ушел в свою внутреннюю келию, но лукавый помысл начал смущать его, он вошел снова и, увидев женщину обнаженной, впал с нею в грех против ее воли. Когда же грех был совершен, диавол начал внушать Иакову убить женщину, чтобы не огласился его грех и не подвергнуть нареканию все монашество. Слушаясь этих злобных внушений, он совершил и другой смертный грех - убийство. После этого его охватило отчаяние, он бросил свою келию и пошел в мир. Но Господь не восхотел его погибели. На пути преподобный Иаков встретил какого-то старца-инока, исповедовал ему свои грехи, и тот убедил его поселиться в некоей пещере, обещая приносить туда пищу. «У Господа - море милосердия, неужели для одного тебя не хватит», - говорил старец. Двенадцать лет безвыходно подвизался преподобный в этой пещере, и Господь отпустил его грехи. Однажды в городе, ближайшем к этой пещере, где подвизался преподобный, разразилась сильная засуха. Епископу этого города, человеку святой жизни, явился во сне Господь и повелел ему и всему народу отправиться к пещере преподобного и просить его святых молитв. Епископ объявил народу о своем видении, и все пошли к святому. Когда начали просить его молитв и говорили о явлении Господа, то преподобный Иаков отвечал: «Вы ошиблись, это не ко мне Господь послал, так как я - великий грешник». Епископ же молил его, говоря: «Не противься велению Божию, помолись о нас». Когда святой начал молиться, пошел сильный дождь, и понял преподобный Иаков, что Господь простил его»
Преподобный Варсонофий Оптинский
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/varsonofy/heritage/heritage.pdf Подумалось: да, всё Писание и все отцы Церкви внушают нам, что для Бога, желающего каждому человеку спасения, важно не то, чтобы человек, придя в Его Церковь, стал и почувствовал себя каким-то великим праведником, или мудрым богословом, величаясь при этом, а чтобы человек, придя в Его Церковь, начал мало по малу исполнять Его Евангельские заповеди блаженств. Ибо и фарисеи с книжниками были в свое время великими праведниками и мудрыми богословами, но это им не помогло принять Христа Спасителя. Потому и говорит нам Господь: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). Потому и попускает всем любящий всех Господь искушения и скорби, - и великим праведникам и мудрым богословам, - чтобы наконец-то осознали, кто мы есть, чтобы вникли в себя, чтобы вникли в Евангелие (1Тим.4:16), чтобы заимели уши к слышанию Его Евангельских заповедей, чтобы обнищав духом с плачем утверждали: «Вы ошиблись, это не ко мне Господь послал, так как я - великий грешник»; «аз есмь червь, а не человек» (Пс.21:7); «аз есмь земля и пепел» (Быт.18:27).
см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/228396.html http://grgy.livejournal.com/316938.html http://grgy.livejournal.com/350641.html http://grgy.livejournal.com/358198.html