К исследователю

Mar 01, 2013 09:51

«Всякий исследователь мог бы увидеть, что с верою во Христа всегда сочеталась и совозрастало смирение; так, когда Петр в начале по слову Господа поймал в свои сети великое множество рыбы и полностью уверовал, тогда он сказал Ему: "Изыди от мене, яко муж грешен есмь Господи" (Лк.5:8). Опять же, когда сотник в смирении сказал Господу: "Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши", - Господь возвестил о нем следующим за Ним: "Аминь глаголю вам, ни во Исраили толики веры обретох" (Мф.8:8-10). Таким образом, смирение (есть удел) только верующих, а вера - смиренных»
Святитель Григорий Палама
http://pagez.ru/lsn/palama/048.php

Подумалось: да, наверное, во времена святителя Григория Паламы всякий исследователь мог бы увидеть удивительное сочетание смирения и веры, веры и смирения. Ведь об этом говорит всё Писание, об этом говорят все отцы Церкви. Но почему же сегодня многие исследователи (богословы, патрологи и проч.) перестали замечать это? Потому что это уже устарело, приелось, а хочется удивить чем-то новеньким? Или просто от недопонимания важности этого постулата?
А что может быть важнее для человека, чем истинное понимание веры? Но в чём проявляется и чем проверяется вера? Вера проявляется и проверяется делами веры (Иак.2:20). Главное же дело, или главный плод веры - это смирение. Если нет плодов веры, то эта вера не благодатная. Если нет плодов веры, то это вообще не вера, а всего лишь умственное (пусть и правильное) представление о Боге, о библейской истории, об истории Церкви. На это сейчас и упирают исследователи, открывая всё новые и новые факты, споря друг с другом, увлекая за собой малоопытных.  Но, ведь и бесы, не имея благодатной спасительной веры, имеют, наверное, немалые и верные познания о Боге. Но, ведь они-то как раз и трепещут от этих своих познаний, зная наверняка свою участь в ожидании судного дня. Поэтому и сказано апостолом: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19).
Вот и мы порой, накапливая знания о Боге, начинаем превозноситься и кичиться этими знаниями друг перед другом. Мы забываем о том, что этим самым тешим лукавых духов, которые радуются нашему невежеству и слепоте и блужданию в стороне от истинной благодатной веры. А истинная благодатная вера в Евангелие подается только Богом и только для людей, сокрушенных сердцем от осознания своих грехов и своей немощи, и, уповающих во всем только на Спасителя. Началом земного служения Спасителя были Его Слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15). Это было Сказано для всех.

Святитель Григорий Палама, Думы во Христе

Previous post Next post
Up