Обремененные (Матф.11:28-30) ч.1

Jul 21, 2011 14:07

Преподобный Никодим Святогорец говорит:
«Имея внутреннее свое око, т.е. ум свой помраченным, им смотрят они и на самих себя, и смотрят неверно. Помышляя о внешних своих делах благочестия, что они хороши у них, они думают, что достигли уже совершенства, и, возгордеваясь от этого, начинают осуждать других. После сего нет уже возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме особого Божия воздействия. Удобнее обратиться на добро явному грешнику, нежели скрытному, укрывающемуся под покровом видимых добродетелей»
http://rus-sky.com/history/library/nikodim.htm

Подумалось на это: да, лукавый постоянно подначивает нас к гордыне. Особенно он старается в отношении тех, кто только что пришел в Церковь и рьяно принялся за дела благочестия, чтобы даже и в церковной ограде совратить человека с истинного пути через тщеславие о своих благочестивых делах. Одни, например, попадают в сети лукавого через гордыню от своих дел пощения, другие - от долгих молений и поклонов, третьи - от дел благотворительности, а иные - и от дел накопления вероучительных знаний. Думаю, что особенно страдают от духа гордыни последние. Возгордившись своими правильными (якобы) знаниями они всюду ищут и находят ереси, со всем, что не по ним они спорят, пререкаются, ругаются, оскорбляют, коварно мстят, и даже, уходят в расколы и призывают к ним. Думаю, что таковые даже не осознают, что они этим самым становятся еще дальше от Бога, и что совсем не это требуется от них в Церкви.

А что же требуется? На это преподобный Никодим отвечает:
«Теперь, узнавши так ясно и определенно, что духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях, о которых мы сказали, узнай и то, что она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним, как сказано вначале, - в связи с чем состоят сердечное исповедание благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией; и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (1 Кор. 10, 31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему. Вот закон любви, начертанный перстом Самого Бога в сердцах верных рабов Его! Вот отвержение самих себя, какого требует от нас Бог! Вот благое иго Иисуса Христа и легкое бремя Его! Вот покорность воле Божией, которой требует от нас Искупитель наш и Учитель и собственным примером Своим и Своим словом!»
http://rus-sky.com/history/library/nikodim.htm

Да, собственный пример Его и слово Его все пронизано смирением и кротостью, а мы как бы не замечая их, всё труждаемся, всё боремся между собой, забывая обремененные, что главный враг наш - гордыня наша внутри нас, что борьба с самими собою - есть одна наша истинная борьба, и что, если Бог даст, после победы над собой только и возможно истинное призвание на дальнейшее служение.

см. ч.2; ч.3; ч.4:
http://grgy.livejournal.com/287848.html
http://grgy.livejournal.com/308610.html
http://grgy.livejournal.com/310864.html

Преподобный Никодим Святогорец, Думы во Христе

Previous post Next post
Up