В какой-то мере - это статья под момент времени. Многие компании стараются уменьшит штаты, сократить до минимума сотрудников и офисные площади. Как можно уменьшить расходы и зарплаты, не повредив сотрудникам? Можно. Не верите? А зря - читайте текст ниже. Другой вопрос, насколько овчинка стоит выделки...
Работа с удаленным персоналом: плюсы и минусы, организация.
Возможность работы с любой документацией, рабочими материалами и клиентами не покидая дома, в пути или не на территории офиса существует уже давно. Практически доступной она становится с появлением Win2000 - RDC коннект (удаленный рабочий стол) и VPN (организация защищенного туннеля через интернет). В WinXP технология эта доведена до полного ума, в Висте практически никаких улучшений. При этом организация клинет-серверного взаимодействия на базе операционных систем Windows позволяет без напряжения создать правило контроля за служебной информацией (т.е. из удаленного доступа пользователь к себе на компьютер вытащить ничего не сможет) а возможность у провайдеров интернета регистрировать статический IP адрес любому частному лицу - и обеспечение приватности работы (пользователь не сможет выйти из другого места в рабочую сеть, кроме дома). Конечно, в плане информационной безопасности работа из офиса более надежна, но при этом при желании любой менеджер может-таки получить несанкционированный доступ к документам - если захочет. Да вот хоть банально перефотографирует с экрана на мобильный телефон.
Но вопрос не в безопасности - не у всех же компаний информация, доступная менеджерам, настолько приватная. Вопрос в организации рабочих мест удаленно, которые позволяют сэкономить значительные средства при работе компании с подходящей для удаленной работы профилем персонала. Для начала - определимся с профилем:
1. Профиль организаций с условиями для удаленной работы:
а) Офисы компаний оптовой продажи
б) Офисы компаний розничной продажи-с-доставкой (в т.ч. Интернет-магазины)
в) Любые компании, предоставляющие услуги (юридические, маркетинговые, архитектурно-планировочные, переводческие и т.п.) где общение клиент-представитель компании по большей части телефонно-почтовое.
Итак, сотни тысяч таких компаний работают в крупных городах России. Каждая снимает офис, каждая обладает внтриофисной IT инфраструктурой. В офисе работают от пяти до нескольких сотен человек. А рабочее место - это мебель и компьютеры, кабельные сети и серверное оборудование, оплата аренды помещения и организация питания персонала, оплата дорожных расходов, в конце концов. Не говоря уже о удобстве самих работников - переполненый в "час пик" транспорт, пробки и прочие городские "прелести" жизни.
Что касается телефонной связи, то по городу звонки, как правило, бесплатные, а офисная миниАТС вполне справится с переадресацией вызовов. Впрочем, такую же услугу (вирутальный офис) давно предлагают практически все операторы связи, как городской, так и мобильной, но вариант с офисной переадресацией - дешевле. Более того, перенаправляя вызовы через IP поток можно вообще разгрузить телефонные каналы на исходящие звонки, так и на входящие, оставив весь пул телефонных линий только под нужды непосредственных работников офиса. Шлюзом IP-телефонии в таком случае может выступать любой SIP оператор, а функции телефонной станции можно переложить на выделенный сервер.
Таким образом, организация удаленных рабочих мест снижает многие расходы - смотрите сами:
2. Снижение расходов при организации удаленных рабочих мест:
а) Компьютер работника
б) Телефон работника
в) Офисная мебель работника
г) Кабельная инфраструктура, плата за электроэнергию
д) Оплата питания сотрудников
е) Компенсация затрат на проезд до места работы и обратно
ж) Уменьшение арендной платы в следствии существенного сокращения площади офисного помещения
з) Отказ от сложного оборудования поддержки серверного обеспечения путем переноса оборудования в стойки дата-центров (co-location) (подробнее о выгоде такого решения - ниже)
Какова будет прямая экономия? Считаем для "среднего" офиса в 30 рабочих мест:
В экономию:
Разовые платы:
Компьютеры или тонкие клиенты - 200$ за место (всего - это 6000$)
Мебель 200$ за место (всего - это 6000$)
Кабельная сеть, стойки, ИБП сервера и т.п. - около 10000$
Итого инсталляция офиса дешевле на 22 тыс. $
Периодические платы:
Платы за проезд, питание сотрудника на месяц - в среднем 150$ на человека (всего - это 4500$)
Экономия на площади офиса (вместо 100 м2 20 м2) для Москвы достигает 10000$
Итого снижение ежемесячных расходов: 14,5 тыс. $
В расходы:
Разово:
Переход на серверное оборудование, если не было стандартных 1u корпусов - 2000-4000$ за сервер. Пусть серверов будет 3, и в сумме 9000$ (амортизацию не считаю за старое оборудование)
Внимание! Я не считаю стоимость лицензий ОС Windows для серверов и прочего ПО - покупать его пришлось бы так и так.
Размещение на co-location в среднем по 150$ за сервер, т.е. 450$
Итого оплата за серверное оборудование 10000$
Периодические платы:
За поддержку на co-location и трафик дата-центра: 250$ за сервер, вместе - 850$
Итого: разовые расходы (инсталляция офиса) меньше на 12 тыс. $, а ежемесячные - как минимум на 13 тыс. $, что, согласитесь, немало для компании в 30 сотрудников.
Исходя из приведенного выше, отказаться совсем от офиса все же не получится - клиенты должны увидеть представителя компании в его собственном офисе - если такая необходимость возникает. Что остается в офисе?
3. Функции, возлагаемые на офис, и сотрудники, чье присутствия там необходимо:
а) Секретарь.
Тут все просто - прием бумажной почты, распечатка документов, подготовленных сотрудниками, сортировка документации. Находясь непосредственно у телефонной станции с базового телефона секретарь способен контролировать все звонки, обеспечивать их переадресацию и контроль за состоянием доступа к менеджерам. Если станция работает удаленно, или используется тот или иной тип виртуального перенаправления звонков, то ф-ции базового телефона можно переложить на компьютерный терминал секретаря.
б) Дежурный(е) менеджер(ы) - если клиенты часто приходят в офис/при необходимости переговоров. Назначаются по расписанию, и дежурят один полный день в месяце, например.
в) Бухгалтер-кассир.
К сожалению, финансовая документация как правило слишком ценна, что бы позволять работать с нею где угодно. Только собственный терминал, сканер отпечатков пальцев, камера. Ну и выдача средств наличными, если предусмотрена политикой компании. У бухгалтера же хранятся печати компании.
Как видно из п.3 - помещение из одной-четырех комнат (две - с выделенной бухгалтерией-кассой, три - это при наличии переговорной, четыре - при наличии у директора отдельного кабинета) суммарной площадью 10-50 м2 соответственно вполне может заменить целый офис, рассчитанный на 2-3 сотни служащих.
Применительно к ИТ-инфраструктуре в такой схеме все очень просто и надежно: роутер, управляемый свич и кабельная сеть на соответствующее число компьютеров (3-7 штук). Не нужен даже сервер. Причем компьютеры можно заменить на тонкие клиенты, ваша информация не станет достоянием злоумышленников, если оборудования подвергнется не санкционируемому доступу. (Это к вопросу - зачем нужен co-location.)
Итак, размещение серверов в дата центре помимо удаления инфраструктуры их поддержки и требования к ширине интернет-канала в офисе дает еще и высокую степень защиты информации. Сервер не вынести из дата-центра, и если потребуется аппаратный доступ - к вашим услугам служащие, для которых просьба "перезагрузить сервер такой-то" не будет проблемой. Кроме того, наличие VNC доступа к оборудованию дает возможность низкоуровневой настройки всего, вплоть до БИОСа севера. Кроме того, вопрос о надежности бекапирования данных опять же можно переложить на высококачественное оборудования дата-центра. Вопрос цены обслуживания сервера форм-фактора 1u упирается в 200-250$/месяц, что вполне соответствует стоимости обслуживания серверного оборудования на месте в офисе (не забываем "растянуть" помесячно плату за инфраструктуру поддержки - стойку, оборудование бекапа, бесперебойники, маршрутизаторы, кабельные линии и т.п.).
Обратите внимание, что в офисе не предусмотрено место для администратора/сотрудника подержки - при такой схеме и тот, и другой будут работать удаленно. Вовсе не нужны услуги слесаря, электрика и других специалистов профиля поддержки работоспособности офиса. К тому же сам офис становится чрезвычайно мобильным, причем его свертка-развертка не занимают значительного времени, и никак не влияют на работоспособность компании (особенно, если пользоваться виртуальной офисной АТС).
При нынешней цене интернета для частных пользователей, а так же технологиям VoIP и RDC организация удаленных рабочих мест не представляет труда. Конечно, такой профиль работы налагает некоторые трудности, как технического, так и социального значения, и потому предлагаю рассмотреть возможные ситуации и методы их решения.
4. Ситуации и методы решения при организации удаленной работы:
(С: ситуация, Р: решение)
а) С: Менеджеры на дому постоянно отвлекаются, не обслуживают клиентов, недоступны по телефону.
Р: Менеджеры и в офисе частенько этим грешат - ту курят, то сидят болтают, то шарятся по "однокласникам". Просто стараются делать это не слишком заметно для руководства.
Решение ситуации складывается из двух:
1) Контроль удаленных работников:
- рабочего стола и активности - при помощи службы терминальных клиентов Майкрософт (мы рассматриваем реализацию на ПО МС, т.к. это достаточно распространенное и простое решение, миграцию на которое у многих компаний провести легче легкого). Кроме того, можно сделать, что удаленный доступ автоматически финализируется без отсутствия активности со стороны пользователя, что фиксируется в системе.
- почтовой переписки - в конце месяца по summery с сервера
- активности при ответе на звонки - по пульту секретаря, или опять же по summery со статистики АТС.
2) Заинтересованность в работе:
- снизить зарплатную ставку и увеличить % с прибыли от совершенных сделок
- составить оплату по-сдельно а не по ставке (для сотрудников, которые делают переводы, например)
б) С: У сотрудника нет дома компьютера/интернета
Р: Иметь запас недорогих тонких клиентов, для установки сотруднику на дом. Сотрудники техподдержки берут на себя подбор провайдера и рекомендации к заключению договора. При наличии "заемного" оборудования дома клиент обязуется вернуть его в целости и сохранности, при этом с него удерживается некоторая сумма залога, которая будет выплачена при увольнении, если оборудование будет цело.
в) С: Внезапный отказ компьютера пользователя/интернета
Р: Резервный канал инета настроить заранее могут и сотрудники техподдержки компании, например - по сотовому телефону.
С оборудованием - сложнее, но ситуация типичная и для офиса. Замена компьютера происходит в течении часа, и за сопоставимое время удаленный юзер может добраться до офиса и продолжить работу там.
А теперь предлагаю суммировать плюсы и минусы такого решения:
5. Положительные и отрицательные стороны работы с удаленными сотрудниками.
а) Положительные:
- Снижение расходов по всем статьям
- Простота организации и поддержки
- Уменьшение числа "ненужных" трат времени сотрудникам на поездки в офис и назад
- отсутствие физически в офисе файлов и данных, с которыми работают сотрудники
- Легкий и безболезненный переезд офиса
- Невозможность полностью парализовать работу при выходе из строя энергосети в офисе или определенном районе города
б) Отрицательные:
- Некоторая сложность прямого контроля за использованием служебной информации
- Возможность частично манкировать своими обязанностями у сотрудников
- Зависимость наличие возможности работы каждого пользователя от своего собственного оборудования
- Возможность эффективной работы зависит от технической грамотности пользователей и общих моральных качеств (мнимое отсутствие контроля). Что требует внутренних корпоративных обучающих курсов и, возможно, проведение планирования работ на территории офиса (общие собрания).
И какие же из данного текста можно сделать выводы?
6. Выводы:
Как можно судить из расчета, главные выгоды распределенной системы из удаленных сотрудников достигаются не в экономическом плане (хотя цены экономии мною специально занижены), а в самой структуре офиса. Без единого центра, где работа может быть парализована как техническими, так и иными способами, работоспособность сотрудников ограничивается только собственными условиями. Но это же и главный недостаток такой системы организации труда - общая работоспособность целиком зависит от способности каждого человека организовать эффективный рабочий процесс. И хотя средства контроля позволяют отсеять лентяев и недобросовестных сотрудников, психологическая составляющая здесь играет значительную роль, не всякий человек справится. Впрочем, в офисах мы наблюдаем схожую картину.
С другой стороны, никто не заставляет организовывать весь процесс в удаленном решении, для получения отдельных преимуществ (например - легкого переезда при необходимости) достаточно организовать только серверную ко-локацию и телефонию, а для организации части удаленных мест не нужно менять ИТ-инфраструктуру офиса - достаточно сменить настройки ПО.
Компаниям, стартующим сейчас можно порекомендовать заранее расширить функционал для возможности удаленной работы - если это подходит под профиль компании, а вот владеющим офисом с купленными рабочими местами и мебелью - только при наличии жесткой необходимости сократить до минимума число сотрудников и площадь помещения, "вжаться" в маленький бюджет в связи с экономическими проблемами.